Белый карлик атакует своего компаньона радиоволнами и заряженными частицами

В новом исследовании, представленном в журнале Nature, ученые из университета Уорика (Великобритания) описывают новый тип двойной звезды, в которой быстровращающийся белый карлик «обстреливает» мощными пучками радиоволн и заряженных частиц своего близкого компаньона, заставляя его пульсировать через почти весь спектр электромагнитного излучения.

В мае прошлого года группа астрономов-любителей из Германии, Бельгии и Великобритании наткнулись на звезду, отличавшуюся от всех изученных ранее. Последующее исследование, возглавляемое университетом Уорика, с помощью множества наземных и космических телескопов раскрыло ее природу.

Звезда AR Скорпиона проживает в созвездии Скорпиона на расстоянии 380 световых лет от Земли, близкий сосед по астрономическим меркам. Белый карлик в AR Скорпиона сопоставим по размеру с Землей, но в 200 000 раз более массивный. Он совершает один оборот вокруг «прохладной» звезды массой в треть солнечной за 3,6 часа, а день на нем длится всего две минуты.

Во время каждого оборота вокруг своей оси, этот маяк «хлыщет» струями радиоволн и заряженных частиц по «лицу» своего компаньона, красного карлика. Эта бомбардировка ускоряет электроны в атмосфере холодной звезды до скорости, близкой к скорости света. Эффект, никогда ранее не наблюдаемый в аналогичных типах двойных систем.

«AR Скорпиона была обнаружена более 40 лет назад, но мы и не подозревали о том, что в ней происходит, пока не провели наблюдения в мае прошлого года с помощью высокоскоростной камеры UltraCam, установленной на телескопе Уильяма Гершеля. Мы поняли, что мы видим что-то необычное в течение первых нескольких минут после начала наблюдения», – сказал Том Марш из университета Уорика.

Большая часть видимого излучения системы испускается заряженными частицами, движущимися почти со скоростью света. Эти электроны ускоряются интенсивными электрическими полями, вызванными быстровращающимся магнитным полем белого карлика, но их местонахождение в атмосфере холодной звезды является главной загадкой системы.

«Мы знаем о пульсирующих нейтронных звездах в течение почти пятидесяти лет, и некоторые теории предсказывают, что они могли бы показать подобное поведение. Это очень интересно, что мы открыли такую систему», – добавил Борис Генсик, соавтор исследования из университета Уорика.

Подобное поведение белого карлик, по оценкам исследователей, будет продолжаться недолго по космическим меркам. Через 10 миллионов лет его скорость вращения значительно снизится, и он больше не сможет атаковать своего соседа.

Больше по теме:   ESO  Белые карлики  Звезды