ESO создало искусственные звезды

Последнее испытание одного из четырех блоков перед отправкой в Чили. Credits: ESO

Уникальная система лазерных искусственных звезд, входящих в Four Laser Guide Star Facility — основной части Системы адаптивной оптики AOF (Adaptive Optics Facility) Очень Большого Телескопа ESO, успешно завершили испытания и уже отправлены в Чили. Это прорыв в преобразовании Unit Telescope 4 в полностью адаптивный телескоп с невероятно высоким качеством изображения.

Система адаптивной оптики создана для непосредственного анализа турбулентности атмосферы для настройки наземных телескопов. По результатам анализа деформируемое зеркало проводит корректировку погрешностей оптического изображения. Чтобы перед началом исследований выполнять и обновлять настройки, требуется яркий источник света, яркая звезда, найти которую на всех участках неба не представляется возможным.

Чтобы поиск ярчайшей звезды не задерживал исследования космоса, учеными разработана так называемая искусственная звезда. Яркая звезда проецируется на небосводе мощным лазерным лучом, отправляемым в слой атмосферного натрия.

По результатам замера искажений изображения и вибраций «звезды», вызванные влиянием атмосферы на луч, в форму гибкого вторичного зеркала вносятся микроскопические деформации. Мгновенная перенастройка зеркала со скоростью до 1000 раз в секунду позволяет получить изображения с телескопа гораздо более высокого качества, чем без использования адаптивной оптики.

Первое Устройство адаптивной оптики на базе искусственной звезды успешно завершило опытную эксплуатацию в 2015 году. Результаты подтвердили высочайшее качество конструкции установки, созданной альянсом Южной Европейской Обсерватории с европейскими промышленными предприятиями и научными институтами. Тесты после доставки четырех «звездных» блоков в Чили получили почти идеальную форму искусственной звезды и высокую эффективность возбуждения натриевого слоя.

Система адаптивной оптики AOF использует сразу четыре лазера, что позволяет с большей точностью фиксировать особенности атмосферной турбулентности, и получать больше данных, свободных от искажений.

После ввода в промышленную эксплуатацию AOF станет работать с двумя приемниками: HAWK-I (в составе системы GRAAL) и интегрального полевого спектрографа MUSE (в составе системы GALACSI).

Больше по теме:   ESO  Звезды