Грибы из Антарктики смогли выжить на МКС в условиях, имитирующих марсианские

После 18 месяцев, проведенных на борту МКС в условиях, приближенных к марсианским, более 60% из них остались неповрежденными, со стабильной ДНК. Полученные результаты дают новую информацию для поисков жизни на Красной планете.
Команда европейских ученых собрала крошечные грибки, которые нашли свое прибежище в антарктических скалах, и отправили их на Международную космическую станцию. После 18 месяцев, проведенных на борту МКС в условиях, приближенных к марсианским, более 60% из них остались неповрежденными, со стабильной ДНК. Полученные результаты дают новую информацию для поиска жизни на Красной планете. Кроме грибов в космос были отправлены лишайники из горного массива Сьерра-де-Гредос (Испания) и Альп.

Сухие и холодные долины Мак-Мердо, расположенные на Земле Виктории в Антарктике, считаются наиболее похожими на марсианские. Они являются одной из самых сухих и агрессивных сред на нашей планете. Только так называемые криптоэндолиты и некоторые лишайники могут выжить в трещинах скал в таких суровых условиях.

Несколько лет назад группа ученых побывала в этих отдаленных местах и собрала образцы двух видов грибов криптоэндолитов: Cryomyces antarcticus и Cryomyces minteri.

Целью исследователей было отправить их на МКС и подвергнуть испытанию в смоделированных марсианских условиях.

Крошечные грибы были помещены в решетки (1,4 сантиметра в диаметре) на платформу для экспериментов, известную как EXPOSE-E. Платформу отправили в открытый космос, разместив ее снаружи модуля МКС «Коламбус».

В течении 18 месяцев антарктические грибы находились в условиях, приближенных к марсианским: атмосфера, состоящая на 95% из углекислого газа, на 1,6% из аргона, на 0,15% из кислорода, на 2,7% из азота и содержащая 370 молекул воды на миллион, а также при давлении до 1000 Па. Через оптические фильтры образцы постоянно подвергались воздействию ультра-фиолетового излучения.

«Результаты показали, что более 60% клеток эндолитов остались неповрежденными после воздействия на них суровыми марсианскими условиями», – сказала Роза де ла Торре из испанского Национального института аэрокосмической техники.

Ученые считают это подтверждением того, что на Марсе возможна жизнь.