Хаббл получил снимок галактики с черной дырой массой в 21 миллиард Солнц

Спокойный внешний вид NGC 4889 может обмануть доверчивого наблюдателя. Эллиптическая галактика, изображение которой было получено космическим телескопом «Hubble», таит в себе тайны. В ее сердце скрывается одна из самых массивных черных дыр из когда-либо обнаруженных.
Спокойный внешний вид NGC 4889 может обмануть доверчивого наблюдателя. Эллиптическая галактика, изображение которой было получено космическим телескопом «Hubble», таит в себе тайны. В ее сердце скрывается одна из самых массивных черных дыр из когда-либо обнаруженных.

Расположенная примерно в 300 миллионах световых лет от нас гигантская эллиптическая галактика NGC 4889, самая яркая на этом снимке, содержит черную дыру массой в 21 миллиард Солнц. Горизонт событий этой черной дыры простирается на 130 миллиардов километров. Это примерно в 15 раз больше расстояния от Солнца до Нептуна. Для сравнения, черная дыра в центре нашей галактики Млечный путь массивнее Солнца всего в 4 миллиона раз, а ее горизонт событий составляет лишь одну пятую орбиты Меркурия.

Время, когда черная дыра в NGC 4889 пожирала звезды и пыль, уже прошло. Астрономы считают, что в ее окружении сейчас настолько мирно и спокойно, что даже звезды образуются из оставшегося материала.

Хотя невозможно напрямую наблюдать черную дыру, так как свет не может вырваться из ее оков, ее масса может быть определена косвенно. Используя телескоп Keck II и телескоп из обсерватории Джемини, астрономы измерили скорость звезд, вращающихся вокруг центра NGC 4889. Эти скорости, которые зависят от массы объекта, на орбите которого они находятся, и раскрыли необъятную массу черной дыры этой «спокойной галактики».