Огромный вулкан «повернул» ось Марса 3,5 миллиарда лет назад

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, сообщается, что вулкан на Марсе за 3,5 миллиарда лет выбросил столько лавы, что это привело к движению вешних слоев поверхности на Красной планете.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, сообщается, что вулкан на Марсе за 3,5 миллиарда лет выбросил столько лавы, что это привело к движению верхних слоев поверхности на Красной планете. Другими словами, расположение Северного и Южного полюсов отличается от того, каким оно было ранее.

Полученные выводы объясняют неожиданное расположение русел высохших рек и подземных резервуаров водяного льда, а также другие марсианские тайны, которые долгое время держали ученых в недоумении.

«Если бы подобное смещение произошло на Земле, то Париж оказался бы за полярным кругом, и мы смогли бы наблюдать северное сияние во Франции, а виноград бы стали выращивать в Судане», – сказал ведущий автор исследований Сильвен Були из Университета Париж-юг.

Вулканический переворот, который длился несколько сотен миллионов лет, привел к «повороту» поверхность Марса на 20-25 градусов. Поток лавы образовал плато, называемое Фарсида, с поверхностью в 5000 квадратных километров и 12 километров в толщину.

«Купол региона Фарсида огромен, особенно по отношению к Марсу, и это вызывает недоумение», – сказал Були. Еще в 2010 году теоретическое исследование показало, что ели убрать с Марса регион Фарсида, то планета будет смещаться со своей оси.

Благодаря новым данным, многие вещи, которые не имели объяснения, внезапно обретают смысл.

«Ученые долго не могли выяснить, почему реки (высохшие русла) находятся именно там, где мы их наблюдаем. Их расположение кажется хаотичным. Но если учитывать сдвиг поверхности, то все они перебираются на тропические полосы. Тоже самое и с резервуарами замерзшей воды, они должны быть ближе к полюсам, и теперь мы знаем, что там они и находились», – пояснил Були.

Но есть еще много вопросов, на которые ученым только предстоит найти ответы. Вызвал ли наклон снижение магнитного поля? Поспособствовало ли это исчезновению атмосферы и остановило ли смещение течение рек?

Больше по теме:   Марс