Рассвет галактического столкновения

Взаимодействующие галактики можно встретить по всей Вселенной. Некоторые пары тихие, в них одна галактика небрежно поглощает другую. Другие жестоки и хаотичны.

В необычной формы галактике NGC 5256 буйствуют цвет и свет. Ее туманные шлейфы разлетаются во всех направлениях, а яркое ядро ​​освещает хаотичные области газа и пыли, циркулирующие по центру галактики. Нестандартная структура связана с тем, что перед нами не одна галактика, а две в процессе слияния.

NGC 5256, также известная как Markarian 266, находится на расстоянии 350 миллионов световых лет от Земли в созвездии Большой Медведицы. Она состоит из двух дисковых галактик, ядра которых в настоящее время разделяют 13 000 световых лет. Составляющие их газ, пыль и звезды закручиваются вместе в энергичном космическом танце, зажигающем новорожденные звезды в ярких зонах звездообразования.

Взаимодействующие галактики можно встретить по всей Вселенной. Некоторые пары тихие, в них одна галактика небрежно поглощает другую. Другие жестоки и хаотичны, рождают квазары, взрывают сверхновые и вызывают всплески звездообразования. Хотя они приносят разрушение в галактическом масштабе, звезды крайне редко сталкиваются друг с другом, поскольку между ними обширные расстояния. Но по мере слияния сильные приливные эффекты создают новые структуры, такие как NGC 5256, которым потребуются миллионы лет до стабилизации.

В дополнение к ярким беспорядочным особенностям NGC 5256 в каждой из сливающихся галактик содержится активное галактическое ядро, где газ и материя попадают в голодную сверхмассивную черную дыру. Наблюдения рентгеновской обсерватории NASA «Chandra» показывают, что оба ядра и область горячего газа между ними были нагреты ударными волнами, возникающими при столкновении газовых облаков на больших скоростях.

Сливающиеся галактики были более распространены в ранней Вселенной, способствуя эволюции звездных пристанищ. Сегодня большинство галактик демонстрируют признаки прошлых слияний и гравитационного взаимодействия. У Млечного Пути также насыщенная история. Он содержит обломки многих более мелких галактик, поглощенных в прошлом, а в относительно скором будущем, примерно через два миллиарда лет, ему предстоит слияние с галактикой Андромеды.

Также на этом изображении «Hubble» есть еще одна пара взаимодействующих галактик, которые прячутся справа от NGC 5256 и еще не изучены астрономами.