Самая загадочная звезда Млечного Пути продолжает удивлять ученых

В прошлом году ученые обнаружили, что с 2009 по 2012 год KIC 8462852 потускнела почти на 1%. Затем более чем на 6 месяцев ее яркость понизилась еще на 2%.

В 2015 году звезда Табби (KIC 8462852, звезда Бояджян) вызвала настоящий переполох в астрономическом сообществе из-за серии необъяснимых провалов в светимости, наблюдавшихся космическим телескопом NASA «Kepler».  С тех пор ученые пытаются найти объяснения ее странного поведения, а она, тем временем, продолжает менять яркость.

Астрономы выдвинули огромное разнообразие потенциальных объяснений провалов в яркости Табби. Одни считают, что это связано с внутренней динамикой светила, другие, что она окружена роем комет и астероидов. Или, может быть, она тускнеет, потому что поглотила планету в недавнем прошлом?

Однако, последнее исследование Джозефа Симона и Бенджамина Шаппея из Университета Карнеги (США) исключает почти все предлагаемые идеи наблюдаемой странности звезды. Ранее астрономы считали, что звезда Табби постепенно слабеет, но новые данные указывают на то, что порой она становилась значительно ярче.

«Мы думали, что изменения яркости звезды происходят только в одном направлении – она тускнеет. Осознание того, что звезда иногда становится ярче в дополнение к периодам затемнения несовместимо с большинством гипотез, пытающихся объяснить ее странное поведение», – объясняют ученые.

В прошлом году ученые обнаружили, что с 2009 по 2012 год KIC 8462852 потускнела почти на 1%. Затем более чем на 6 месяцев ее яркость понизилась на 2%. Но исследовательская группа хотела посмотреть на KIC 8462852 в течение более длительного периода времени. Они проанализировали около 11 лет наблюдений по данным All Sky Automated Survey (ASAS) и около 2 лет более недавнего обзора высокоточного All-Sky Automated Survey for Supernovae (ASAS-SN).

Оказалось, что звезда Табби продолжает тускнеть с 2015 года и сейчас на 1,5% слабее, чем в феврале того же года. Кроме этого, анализ показал, что в дополнение к затемнению звезды, имевшему место с 2009 по 2013 год и с 2015 года по настоящее время, она прошла два периода повышения яркости в 2007 и 2014 годах.

Следующим важным шагом будет изучение изменения цвета звезды со временем, особенно во время кратковременных провалов яркости. Эта информация поможет сузить круг возможных объяснений. Например, если затемнение вызвано тем, что пыль перекрывает свет KIC 8462852, звезда будет казаться краснее. Но, если сияние блокируется крупными телами, никакого изменения цвета не произойдет. Ученые еще не решили эту тайну, но понимание долгосрочных изменений звезды – ключевой элемент головоломки.

Больше по теме:   Звезды