Анатолий Иванишин

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 8 часов назад в разделе ESO

Опубликовано

Солнце оказалось удивительно удачной звездой для жизни на Земле

Задумывались ли вы когда-нибудь, насколько невероятно наше Солнце?

Расположение Земли относительно экватора Солнца, а также его металличность и эффективная температура являются невероятно удачными в плане стабильности количества энергии, получаемого нашей планетой, заявляют ученые в статье, принятой к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Изменение яркости Солнца лишь на несколько процентов несет потенциально катастрофические последствия для нашего климата. Конечно, иногда оно может разразиться мощными вспышками, которые вызывают нарушения в работе оборудования на Земле, но, по сравнению с большинством других звезд, энергия, испускаемая Солнцем, удивительно, даже аномально постоянна: ее количество, получаемое Землей на границах солнечного цикла, отличается не более чем на 1 процент», – рассказывает Дениэль Берк из Технологического университета Суинберна (Австралия), не принимавший участие в исследовании.

Многие звезды обладают магнитным циклом. У Солнца он длится около 11 земных лет, в течение которых магнитные поля нашего светила скручиваются и, пересекая его поверхность, создают два основных типа явлений: пятна (области на Солнце, которые кажутся темнее, чем остальная поверхность, так как они холоднее ее) и факелы (противоположность пятнам, которые выглядят яркими на общем фоне, так как горячее окружения).

Процент площади поверхности звезды, покрытой этими образованиями, может изменить ее общую яркость. Измеряя эти колебания и некоторые другие признаки магнитной активности, ученые могут определять циклы далеких светил и количество испускаемой ими энергии в определенные периоды. Благодаря таким наблюдениям был выявлен интересный факт: даже те звезды, циклы магнитной активности которых схожи с солнечным, демонстрируют гораздо большую изменчивость, чем наше светило.

Чтобы понять, каким образом яркость звезды зависит от некоторых ее фундаментальных параметров, таких как металличность (содержание элементов тяжелее водорода и гелия), угол наклона по отношению к наблюдателю и эффективная температура, ученые использовали модель SATIRE, которая суммирует яркость от спокойной поверхности светила с областями, покрытыми пятнами и факелами, а затем вычисляет общий выход энергии.

«Авторы обнаружили, что отклонения от солнечной металличности, эффективной температуры и наклона относительно наблюдателя даже на небольшую величину значительно влияли на вариации яркости звезд в рамках их циклов, то есть на разницу в количестве испускаемой ими энергии», – добавил Дениэль Берк.

В конечном счете, исследователи пришли к выводу, что некоторые ключевые параметры Солнца, а также удачное расположение Земли, благодаря которому «направленные» на нас факелы и пятна почти идеально компенсируют друг друга и заставляют общую яркость светила оставаться постоянной в течение 11-летнего магнитного цикла, удивительно точно «поднастроены» для обитателей нашей планеты.

Больше по теме:   Земля  Солнце