Сверхмассивная черная дыра обнаружена в необычном месте

Астрономы обнаружили почти рекордно массивную черную дыру, массой в 17 миллиардов Солнц, в неподходящем месте – в центре галактики, находящейся в малонаселенной области Вселенной.

Астрономы обнаружили почти рекордно массивную черную дыру массой в 17 миллиардов Солнц в неподходящем месте: в центре галактики, находящейся в малонаселенной области Вселенной. Наблюдения, проведенные с помощью космического телескопа «Hubble» и телескопа «Gemini» на Гавайях, показали, что подобные монстры, возможно, более распространены, чем считалось ранее.

До сих пор сверхмассивные черные дыры массами примерно 10 миллиардов Солнц обнаруживались в ядрах галактик в областях Вселенной, плотноупакованных другими крупными галактиками. По сути, нынешний рекордсмен, превосходящий массу Солнца в 21 миллиард раз, находится в переполненном кластере, состоящем более чем из 1000 галактик.

«Недавно обнаруженная сверхкрупная черная дыра находится в центре эллиптической галактики NGC 1600, обитающей в небольшом скоплении из 20 галактик. Найти гигантскую черную дыру в массивной галактике в «людном» месте Вселенной вполне обычное дело, но очень неожиданно обнаружить подобную в маленьких космических городках», – сказала первооткрыватель Чун-Пей Ма из Калифорнийского университета в Беркли.

Кроме этого, исследователи были удивлены, обнаружив, что черная дыра в NGC 1600 в 10 раз более массивная, чем они предсказывали. На основе предыдущих наблюдений «Hubble» астрономы вывели зависимость между массой черной дыры и массой центральной выпуклости родительской галактики. Чем крупнее выпуклость, тем пропорционально более массивна черная дыра. Но для галактики NGC 1600 масса гигантской черной дыры затмевает ее относительно небольшой балдж. «Похоже, что эта зависимость не очень хорошо работает с чрезвычайно массивными черными дырами. Они составляют большую часть массы родительской галактики», – пояснила Чун-Пей Ма.

Одной из идей, объясняющей размеры монстра в центре NGC 1600 и малочисленное соседство, является поглощение ею окружающих галактик в процессе эволюции. NGC 1600 является доминирующей в своей группе, она как минимум в три раза ярче своих компаньонов.

Наблюдения показали, что большинство галактического газа было давно поглощено. В те времена черная дыра сверкала как яркий квазар, а сегодня монстр спит.

Больше по теме:   Телескоп Хаббл  Черные дыры