Ученые измерили температуру поверхности раскаленной экзопланеты

С помощью космического телескопа NASA «Spitzer» ученым впервые удалось составить температурную карту скалистой экзопланеты 55 Cancri е. Карта раскрывает экстремальные перепады температур от одной части планеты к другой. Возможной причиной этого являются потоки лавы.
С помощью космического телескопа NASA «Spitzer» ученым впервые удалось составить температурную карту скалистой экзопланеты 55 Cancri е. Карта раскрывает экстремальные перепады температур от одной части планеты к другой. Возможной причиной этого являются потоки лавы.

«Наши знания об этой экзопланете продолжают расширятся. Последние находки рассказали нам о том, что на планете день гораздо жарче ночи. Мы предполагаем, что это может быть связано либо с наличием атмосферы лишь на дневной стороне, либо с потоками лавы на поверхности», – сказал Брис Оливье Демори, ведущий автор доклада из университета Кембриджа.

Поджаренная 55 Cancri е находится от Земли на расстоянии всего 40 световых лет. Она вращается очень близко к своей звезде, совершая один оборот за 18 часов. Из-за близости к звезде, экзопланета приливно заблокирована. Это означает, что одна сторона, именуемая дневной, всегда находится под палящими лучами светила, а другая, ночная, постоянно во мраке.

«Телескоп «Spitzer» наблюдал фазы 55 Cancri е, которые очень похожие на лунные, видимые с Земли. Эти наблюдения помогли построить нам температурную карту экзопланеты», – добавил Демори.

Ученые с удивлением обнаружили, что перепад температуры от дневной стороны к ночной составляет более тысячи градусов по Цельсию. В самом горячем месте на 55 Cancri е температура поднимается почти до 2400 градусов, а в самой «холодной» точке опускается до 1100 градусов по Цельсию.

Тот факт, что на ночной стороне значительно холоднее, чем на дневной, говорит о том, что тепло не распространяется по всей планете. Как оказалось, предыдущие предположения о плотной горячей атмосфере и горячих ветрах на 55 Cancri е оказались неверными. Вместо этого, полученные результаты доказывают, что планета лишена плотной атмосферы, и намекают на мир, в котором лава застыла на ночной стороне и не в состоянии распространять тепло.

«На дневной стороне могут течь реки лавы, образуя чрезвычайно большие бассейны магмы, а на ночной стороне потоки застыли и больше не могут транспортировать тепло», – добавил Майкл Гиллон из университета Льежа в Бельгии.