Ученые обнаружили шесть новых миллисекундных пульсаров

Космический гамма-телескоп «Fermi» в очередной раз доказал, что он является отличным инструментом для поиска пульсаров – быстровращающихся нейтронных звезд, испускающих электромагнитное излучение.
Космический гамма-телескоп NASA «Fermi» в очередной раз доказал, что он является отличным инструментом для поиска пульсаров – быстровращающихся нейтронных звезд, испускающих электромагнитное излучение.

Команда астрономов, возглавляемая Фэнкфулом Кромарти из Университета Вирджинии, с помощью 305-метрового радиотелескопа обсерватории Аресибо изучили неизвестные источники гамма-лучей, обнаруженные ранее телескопом «Fermi». Как оказалось, эти шесть источников являются нейтронными звездами с периодом вращения в тысячные доли секунды, так называемые «миллисекундные пульсары».

Наблюдения проводились с июня по сентябрь 2013 года. Данные с 305-метрового радиотелескопа имеют очень большое разрешение, что делает его эффективным инструментом для обнаружения пульсаров. Благодаря ему исследователям удалось открыть шесть новых миллисекундных пульсаров.

Один из обнаруженных пульсаров является типичной нейтронной звездой, образующей с белым карликом бинарную систему с 83-х дневным орбитальным периодом. Остальные 5 пульсаров входят в компактные бинарные системы с орбитальным периодом менее 8 часов. Три миллисекундных пульсара были классифицированы как «черные вдовы». Такие прозвища они получили за то, что перетянули практически весь материал со звезды компаньона, оставив ей массу менее 0,1 массы Солнца.

Самым «быстрым» вновь обнаруженным пульсаром с периодом вращения всего 1,99 мс является «черная вдова» PSR J2052+1218. Он расположен примерно в 7400 световых лет от нас. Кроме невероятной скорости вращения он интересен ученым и своим орбитальным периодом, составляющим всего в 2,6 часа.

Самый «медленный» пульсар J1048+2339 с орбитальным периодом в 6 часов расположен в 2160 световых лет от нас. Один оборот вокруг своей оси он совершает за 4,66 мс.

По словам ученых, 17 других пока неопознанных источников, скорее всего, также являются миллисекундными пульсарами. В целом, 30% всех подобных пульсаров были обнаружены в участках неба, на которые указывал «Fermi».

Больше по теме:   Звезды  Пульсары  Солнечная система