Ультрафиолет – наш друг или враг?

В повседневной жизни у ультрафиолетового излучения плохая репутация. Однако, исследования показывают, что ультрафиолет мог сыграть решающую роль в возникновении жизни на Земле.

В повседневной жизни у ультрафиолетового излучения плохая репутация из-за солнечных ожогов и другого вредного воздействия на людей. Однако, исследования показывают, что ультрафиолет мог сыграть решающую роль в возникновении жизни на Земле и стать подсказкой к тому, где искать жизнь в других частях Вселенной.

В новом исследовании Сукрит Ранджан из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA) в Кембридже (США) и его коллеги предполагают, что красные карлики не выделяют достаточно ультрафиолетового света, чтобы запустить биологические процессы, наиболее знакомые нашей планете. Например, определенные уровни ультрафиолета могут быть необходимы для образования рибонуклеиновой кислоты, молекулы, необходимой для всех форм известной жизни.

Исследование сосредоточено на изучении красных карликов, которые менее массивны, чем Солнце, и планет, которые вращаются вокруг них. Недавно было обнаружено несколько планетных систем в обитаемых зонах красных карликов (Proxima Centauri, TRAPPIST-1 и LHS 1140), в которых вода может существовать в жидком состоянии.

По мнению авторов, использовавших в компьютерных моделях известные свойства красных карликов, поверхность скалистых планет в потенциально обитаемых зонах будет испытывать в 100-1000 раз меньше ультрафиолетового излучения. Химия, которая зависит от ультрафиолета, может остановиться или работать гораздо медленнее, чем на молодой Земле, задерживая появление жизни.

«Должно быть достаточно ультрафиолета, чтобы вызвать формирование жизни, но не так много, чтобы разрушать атмосферу планеты», – говорит соавтор исследования Робин Вордсворт из Гарвардской школы инженерии и прикладной науки (США).

Предыдущие исследования показали, что красные карлики в таких системах, как TRAPPIST-1, могут производить резкие вспышки ультрафиолета. Если вспышки обеспечивают слишком много энергии, они могут серьезно повредить атмосферу и исключить жизнь на окружающих планетах. С другой стороны, они могут обеспечить достаточную энергию, чтобы компенсировать более низкие уровни УФ-излучения, постоянно создаваемого звездой.

Существует большой интерес к изучению этих вопросов, потому что красные карлики являются одними из самых убедительных кандидатов для обнаружения предполагаемых планет с жизнью. Одно из ограничений этих исследований заключается в том, что мы знаем только один пример формирования жизни на планете, и даже в случае самих нас мы точно не знаем, как возникла жизнь. Если жизнь будет найдена на планете системы красного карлика, это может означать путь к происхождению, который сильно отличается от того, что, как мы думаем, могло бы произойти на Земле.