В галактике NGC 7674 обнаружена самая тесная двойная система сверхмассивных черных дыр

Наблюдая за галактикой при помощи комплекса радиотелескопов, ученые обнаружили, что в ее центре имеются не один, а два источника радиоизлучения.

Исследователи из Университета Пуна (Индия) и Рочестерского технологического института (США) обнаружили самую тесную бинарную систему сверхмассивных черных дыр из известных на сегодняшний день. Пара гигантов расположена в спиральной галактике NGC 7674, удаленной от Земли примерно на 400 миллионов световых лет. Черные дыры разделяет всего один световой год, что значительно меньше предыдущего рекордсмена, в котором компаньоны удалены друг от друга на 24 световых года.

Открытие является прямым доказательством существования внутри галактик плотных двойных систем сверхмассивных черных дыр, которые являются потенциальными источниками гравитационных волн. Черные дыры являются одними из самых увлекательных объектов во Вселенной, но бинарные черные дыры представляют еще большей интерес для ученых.

Существование двойной системы, примерно в десять раз превышающей массу Солнца, подтвердило обнаружение гравитационных волн обсерваторией LIGO в 2015 году. Но астрофизики уже давно предсказывают существование второго класса подобных дуэтов, состоящих из сверхмассивных черных дыр, каждая из которых массивнее нашей звезды в миллионы раз.

Известно, что в центрах большинства галактик присутствуют одинокие сверхмассивные черные дыры, и, когда галактики сталкиваются, вполне возможно образование гравитационно связанных пар. Со временем эти две сверхмассивные черные дыры сольются, произведя гравитационные волны.

Наблюдая за галактикой NGC 7674 при помощи комплекса радиотелескопов, расположенных по всему миру, ученые обнаружили, что в ее центре имеются не один, а два источника радиоизлучения. Высокая яркость и скорость движения указывают лишь на один возможный вариант их природы – оба они являются сверхмассивными черными дырами. Совокупная масса системы составляет примерно 40 миллионов солнц, а один оборот вокруг общего центра массы черные дыры совершают за 100 тысяч лет.

Больше по теме:   Черные дыры