1K

Астрономам впервые удалось рассмотреть конвекцию на поверхности звезды, отличной от Солнца

Красный гигант R Doradus удален от нас примерно на 180 световых лет и превосходит по размеру Солнце в 350 раз.

С помощью массива радиотелескопов ALMA астрономам впервые удалось получить серию снимков гигантской звезды с детализацией, позволяющей отследить на ее поверхности движение пузырьков газа, некоторые из которых превышают по размеру Солнце в 75 раз. Полученные данные и выводы ученых представлены в журнале Nature.

«Мы не ожидали, что сможем увидеть пузырящуюся поверхность звезды и рассмотреть так много деталей», – рассказывают авторы исследования.

Звезды вырабатывают энергию в своих недрах за счет ядерного синтеза. Эта энергия может направляться к поверхности в виде огромных горячих пузырьков газа, которые затем остывают и тонут. Такое перемешивание, известное как конвекция, распределяет по всей звезде тяжелые элементы, образующиеся в ядре. Считается также, что этот процесс является решающим при создании сильных звездных ветров, которые уносят продукты звездного нуклеосинтеза в межзвездную среду, обогащая ими будущие звезды и планеты.

«До сих пор конвекционные движения никогда детально не отслеживались у звезд, кроме Солнца. Однако теперь с помощью ALMA нам удалось получить несколько изображений поверхности красного гиганта R Doradus в высоком разрешении», – отметили авторы исследования.

Звезда R Doradus удалена от нас примерно на 180 световых лет и превосходит по размеру Солнце в 350 раз. Большой размер и близость к Земле делают ее идеальной мишенью для детальных наблюдений. Более того, масса R Doradus аналогична массе Солнца, а это означает, что этот красный гигант, вероятно, показывает, как наша звезда будет выглядеть через пять миллиардов лет.

«Гранулы R Doradus, по-видимому, движутся по месячному циклу, что быстрее, чем ожидалось исходя из того, как работает конвекция на Солнце. Мы не знаем, в чем причина разницы. Похоже, что конвекция меняется по мере старения звезды способами, которые пока нам не известны», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Звезды  Красные гиганты