Астрономы впервые обнаружили «тройную черную дыру»

Расстояние от Земли до системы оценивается в 8 тысяч световых лет, а ее возраст в 4 миллиарда лет.

Используя архивные данные наблюдений, астрономы впервые обнаружили «тройную черную дыру» – систему, в которой вокруг черной дыры звездной массы вращается две звезды, при этом одна из них находится в процессе поглощения. Об открытии сообщается в журнале Nature.

«В этой системе центральная черная дыра поглощает звезду, которая приближается к ней по спирали с периодом 6,5 земных суток – конфигурация похожая на большинство двойных систем. Но, что удивительно, вторая звезда, по-видимому, также вращается вокруг черной дыры, хотя и на гораздо большем расстоянии – 3,5 тысячи астрономических единиц. По нашим оценкам, этот далекий спутник свершает один оборот вокруг гравитационного монстра за 70 тысяч земных лет», – рассказывают авторы открытия.

Тот факт, что черная дыра имеет гравитационное влияние на объект, находящийся так далеко, поднимает вопросы об ее происхождении. Считается, что черные дыры образуются в результате взрыва умирающей звезды – процесса, известного как вспышка сверхновой, в результате которого она выделяет огромное количество энергии, прежде чем схлопнуться.

Однако наблюдаемая система позволяет предположить, что если бы ее центральная черная дыра возникла в результате типичной сверхновой, то энергия, которую она выделила бы перед коллапсом, отбросила бы все слабо связанные объекты на ее окраинах. Таким образом, внешняя звезда не должна была бы до сих пор присутствовать в системе.

«Мы считаем, что черная дыра образовалась в результате более щадящего процесса «прямого коллапса», при котором звезда просто сжимается сама по себе, образуя черную дыру без последней драматической вспышки. Такое происхождение вряд ли потревожило бы какие-либо слабо связанные удаленные объекты», – пояснили авторы открытия.

Интересно, что система, ставшая первой обнаруженной «тройной черной дырой», известна давно – это V404 Cygni. Начиная с 1992 года она была описана в более чем 1,3 тысячи научных статей, а ее центральная черная дыра является одной из самых изученных на сегодня. Но никто ранее не обращал внимание на то, что система является тройной, а не двойной.

Больше по теме:   Звезды  Черные дыры