Оказалось, что американцы доставили с Луны древнейшие камни Земли

Необыкновенная находка поможет обрисовать более точную картину ранней Земли и бомбардировок, изменивших нашу планету на заре ее жизни.

В лунном образце, доставленном астронавтами NASA миссии Apollo 14, обнаружена древнейшая порода Земли, заявляют ученые в исследовании, принятом к публикации в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Международная группа ученых при поддержке Центра лунных наук и исследований (CLSE), обнаружила доказательства того, что изученный каменный образец был выброшен с Земли большим астероидным ударом около 4 миллиардов лет назад. Впоследствии порода была смешана с другими материалами лунной поверхности.

Изначально команда разработала методику обнаружения инородных фрагментов в лунном реголите, что побудило главного исследователя CLSE доктора Дэвида А. Кринга найти «кусок» Земли на Луне. Под руководством ученого-исследователя Джереми Беллуччи и профессора Александра Немчина члены команды, работающие в Шведском музее естественной истории и Университете Кертин в Австралии, приняли этот вызов.

Результатом их исследования стал двухграммовый фрагмент породы, состоящий из кварца, полевого шпата и циркона, которые обычно встречаются на Земле и абсолютно несвойственны Луне. Химический анализ фрагмента породы показал, что он кристаллизовался в окисленной системе, подобной земной и при земных температурах.

«Это необыкновенная находка, которая помогает обрисовать более точную картину ранней Земли и бомбардировок, изменивших нашу планету на заре ее жизни», – сказал Дэвид А. Кринг.

Вполне возможно, что образец не имеет земного происхождения, а вместо этого кристаллизовался на Луне, однако для этого потребуются условия, ранее не идентифицированные по лунным образцам. Потребовалось бы, чтобы порода сформировалась на огромных глубинах в лунной мантии. Поэтому наиболее вероятная интерпретация заключается в том, что образец прибыл на Луну с Земли.

Проведенный анализ также предоставил дополнительную информацию об истории находки. Камень кристаллизовался примерно в 20 километрах под поверхностью нашей планеты 4-4,1 миллиарда лет назад. Затем он был «раскопан» одним или несколькими крупными столкновениями и запущен в направлении Луны. Предыдущая работа группы показала, что ударные астероиды в то время производили на Земле кратеры диаметром в тысячи километров, достаточно большие, чтобы поднять на поверхность материал с таких глубин. Как только образец достиг поверхности спутника, на него повлияло несколько других ударных событий, одно из которых частично расплавило его 3,9 миллиарда лет назад и, вероятно, похоронило его под поверхностью.

Таким образом, находка является очевидцем периода интенсивных бомбардировок, характерного для Солнечной системы в первый миллиард лет ее существования. После этого на Луну оказывали влияние более легкие и менее частые столкновения. Последнее воздействие на исследуемый образец произошло около 26 миллионов лет назад, астероид, ударивший по спутнику Земли, создал небольшой кратер диаметром 340 метров и поднял образец обратно на поверхность Луны, где астронавты собрали его 48 лет назад (с 31 января по 6 февраля 1971 года).

Доктор Дэвид А. Кринг подозревает, что вывод о земном происхождении фрагмента породы будет спорным, поскольку первая находка такого рода может быть с трудом воспринята геологическим сообществом, и надеется, что при дополнительном исследовании будут обнаружены и другие образцы.

Больше по теме:   NASA  Земля  Луна