Эндрю Морган

Джессика Меир

Последнее обновление в разделе Астероиды

Опубликовано

Микробам на Марсе быть!

Несмотря на кажущуюся засушливость Марса, считается, что влажность его «воздуха» ночью достигает 80-100%.

Солеустойчивые бактерии, выращенные в рассоле, смогли восстановиться после его прохождения через цикл высушивания и повторного увлажнения, что имеет значение для оценки возможности жизни на современном Марсе, а также для риска загрязнения Красной планеты и других миров земными микробами, заявили ученые на ежегодной встрече Американского общества микробиологии ASM Microbe 2019.

«Мы впервые продемонстрировали, как микробы выживают после высушивания и повторного увлажнения среды», – сказал во время презентации Марк Шнигурт, доктор биологических наук, профессор биологических наук в Уичитском государственном университете (США).

Несмотря на кажущуюся засушливость Марса, считается, что влажность его «воздуха» ночью достигает 80-100%, а затем падает в дневное время по мере повышения температуры. На поверхности планеты присутствуют обильные залежи сульфатных солей кальция, железа и магния, которые могут образовывать насыщенные рассолы, совместимые с земными микроорганизмами и, возможно, скрывающие марсианские микробы.

«Высока вероятность того, что поверхностные соли могут привлекать достаточное количество воды для образования рассолов, которые могут поддерживать рост микробов», – объяснил Марк Шнигурт.

В ходе эксперимента исследователи выращивали бактерии Halomonas и Marinococcus, полученные из Горячего озера в штате Вашингтон и соляных равнин в Оклахоме, в средах, содержащих равное количество сульфата магния и воды. Они взяли образцы культуры и высушили их в контейнере с водопоглощающими химикатами под вакуумом. Затем высушенные капли были помещены в банку Мейсона и заперты с небольшим количеством воды или солевого раствора.

Оказалось, что в течение дня соли в высушенной культуре поглощали достаточно воды для образования жидкого рассола, после чего бактериальные клетки оживали. Хотя в каждом цикле происходила их умеренная гибель (обычно менее 50%), значительная часть бактерий оставалась невредимой и продолжала делиться, достигая высокой плотности культуры.

«Жидкая вода – ключ к жизни, а на Марсе она, вероятно, насыщена солями. Мы подтвердили устойчивость микроорганизмов к высокому содержанию солей. Понимание того, как микробы могут существовать на Красной планете, напрямую связано с риском загрязнения небесных тел организмами, которые потенциально могут размножаться в этих средах. Это также говорит об определении пригодных для обитания зон в поиске жизни на Марсе и в океанах ледяных миров», – заключил исследователь.

Больше по теме:   Марс