Андромеда сформировалась 3 миллиарда лет назад в результате столкновения двух галактик

Численное моделирование, проведенное командой французских и китайских астрофизиков на оборудовании Парижской обсерватории, позволило раскрыть историю ближайшей к нам спиральной галактики Андромеды и показало, что наша соседка была сформирована менее 3 миллиардов лет назад путем слияния двух меньших галактик. Результаты исследования представлены в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Галактика Андромеда, удаленная от нас на 2,5 миллиона световых лет, содержит примерно 1 триллион звезд, что в 2,5 — 5 раз больше, чем в Млечном Пути. Первое письменное упоминание о ней датируется 964 годом нашей эры, а в начале 20 века было установлено, что Андромеда и наша Галактика движутся навстречу друг другу, что, вероятно, приведет к их столкновению через 4 миллиарда лет.

Долгое время Андромеда считалась близнецом Млечного Пути, однако наблюдательная кампания, проведенная американскими астрономами в 2006 и 2014 годах, выявила важное отличие. В огромном диске нашей соседки все звезды возрастом более 2 миллиардов лет подвержены случайному хаотичному движению. В Млечного Пути такого не наблюдается и светила в диске, в том числе Солнце, упорядоченно мчатся вокруг центра Галактики. Как объяснить эту разницу?

Новое исследование, похоже, нашло ответ на этот вопрос. Компьютерное моделирование, обработавшее более терабайта данных, позволило охарактеризовать физические механизмы формирования Андромеды и продемонстрировало, что случайное движение звезд можно объяснить только «недавним» столкновением, за которым последовал эпизод звездообразования, распространившийся по всему огромному диску галактики.

«От 7 до 10 миллиардов лет назад вместо Андромеды существовало две галактики, которые двигались навстречу друг другу. Затем, примерно 1,8 — 3 миллиарда лет назад, они столкнулись, в результате чего образовалась Андромеда. Расчеты показывают, что большая из двух родительских галактик была примерно в четыре раза более массивной, чем меньшая», – рассказывает Франсуа Хаммер, один из авторов исследования.

Благодаря моделированию астрофизики впервые смогли воспроизвести все многочисленные структуры, которые составляют галактику Андромеда: выпуклость, перемычку и огромный диск. Последний включает в себя гигантское кольцо молодых звезд, стабильность которого с течением времени долгое время оставалась необъяснимой. Кроме этого Андромеда окружена ореолом в 10 раз большим, чем сама галактика. Наблюдения телескопов показывают, что это гало заполнено газом и содержит потоки звезд, самый известный из которых называется «Гигантский поток». Исследователи считают, что прародителем является меньшая из двух галактик.

«Гигантское столкновение, которое произошло, когда Земля уже существовала – единственный способ объяснить формирование выпуклости, перемычки, тонкого и толстого дисков, устойчивого кольца молодых звезд, вспышку звездообразования, трехмерную структуру гигантского потока, а также распределение звезд в гало», – заключил Франсуа Хаммер.

Больше по теме:   Галактика Андромеда