Астрономам придется пересмотреть метод определения скорости расширения Вселенной

Сверхновые типа Ia являются важнейшими объектами при определении расстояний до галактик, но новое свойство их предшественников ставит под сомнение существующий подход.

Данные, полученные из наблюдений за системой белого карлика и красного гиганта с помощью рентгеновских обсерваторий NASA «Swift» и «Chandra», бросают еще один камень в огород «стандартных свечей» и предполагают, что астрономам придется пересмотреть методы, используемые для расчета скорости расширения Вселенной. Выводы ученых представлены в журнале Nature Astronomy.

«Я взволнован полученным результатом. Мы зафиксировали совершенно новое явление, и это очень захватывающе», – рассказывает Том Маккароне, ведущий автор исследования из Техасского технического университета (США).

В течение десятилетий астрономы и астрофизики используют определенные сверхновые для измерения скорости расширения Вселенной. Речь идет о типе Ia, которые вспыхивают с одинаковой яркостью в результате накопления критической массы белым карликом. Понимание процессов, которые приводят к определенным типам излучения от этих систем является важнейшим, и новое открытие может перевернуть все с ног на голову.

Ранее считалось, что сверхмягкое рентгеновское излучение (SSXS) от предшественников сверхновых типа Ia является результатом термоядерного горения водорода на поверхности белого карлика, однако новые данные показали, что оно также может возникать во время аккреции вещества.

«В прошлом сверхмягкое рентгеновское излучение связывали только с ядерным синтезом на поверхности белых карликов, который захватывает материал со звезды-спутника, накапливает его, и, в конечном счете, происходит взрыв. Но то, что мы обнаружили, выходит за рамки обычного представления. В нашем событии, получившем обозначение ASASSN16-oh, излучение исходит от области, гораздо меньшей, чем поверхность белого карлика, и у нас есть веские аргументы против любого взрыва, как источника SSXS», – пояснил Том Маккароне.

Открытие сделано во время наблюдения за системой из белого карлика и красной гигантской звезды, проживающей в Малом Магеллановом Облаке – галактике-спутнике Млечного Пути. Ученые полагают, что белый карлик создал вокруг себя чрезвычайно большой излучающий диск из материала своего спутника. Скорость притока вещества через диск неустойчива, и, когда он начинает течь быстрее, яркость системы повышается.

«То, что мы зафиксировали, является эпизодом сверхмягкого излучения, но без каких-либо признаков, которые можно было бы связать с ядерным синтезом. Вместо этого мы видим горячую эмиссию от диска, который транспортирует материал со звезды-компаньона к белому карлику. При этом передача массы происходит более высокими темпами, чем в любой системе, которую мы наблюдали ранее», – добавил Том Маккароне.

Итак, есть два способа, с помощью которых можно получить SSXS: ядерный синтез и аккреция. Этот вывод интересен сам по себе, однако самая важная его часть заключается в том, что он может изменить методы, которые астрофизики используют для измерения скорости расширения Вселенной.

«Эти системы являются основой для определения расширения Вселенной. Чтобы определить его точнее, чем это доступно сейчас, необходимо понять происхождение сверхновых типа Ia, и открытие нового способа создания сверхмягкого рентгеновского излучения заставит переосмыслить существующий сегодня подход», – заключил Том Маккароне.