Миссия «MAVEN» наблюдает за скоростью потери Марсом воды

После исследования верхних слоев атмосферы Красной планеты в течение полного марсианского года миссия NASA «MAVEN» показала, что вода убегает в космос неравномерно.

Сложные измерения, выполненные с помощью набора инструментов на борту орбитального аппарата, показали взлеты и падения интенсивности улетучивания водорода и, следовательно, потери воды. Скорость убегания достигла своего пика, когда Марс находился в ближайшей к Солнцу точке, и минимума, когда планета была максимально удалена от него.

«Миссия «MAVEN» дает нам беспрецедентные подробности о убегании водорода из верхних слоев атмосферы Марса, и это очень важно для определения общего количества воды, потерянной в течение миллиардов лет», – сказал Али Рахмати, член команды миссии «MAVEN» из Калифорнийского университета в Беркли (США).

Водород в верхних слоях атмосферы Красной планеты берет свое начало в водяном паре нижних слоев. Молекула воды разделяется под действием солнечного света, высвобождая два атома водорода и атом кислорода. Затем некоторые процессы в верхних слоях атмосферы воздействуют на водород, провоцируя его убегание в космос.

Потери уже давно считаются более-менее постоянными, как медленная утечка воздуха из надувной лодки. Однако, наблюдения космического телескопа «Hubble» и «Mars Express Orbiter» Европейского космического агентства обнаружили неожиданные колебания. До этого выводы делались лишь на единичных снимках, полученными с интервалом в несколько месяцев или даже лет. «MAVEN» отслеживал убегание водорода непрерывно в течение марсианского года, который длится почти два земных.

«Теперь, когда мы знаем о таких больших изменениях, мы думаем, что с Марса убежало меньше водорода, чем считалось ранее», – сказал Майкл Чаффин из Колорадского университета в Боулдере (США).

Исследуя побег водорода несколькими способами, команда миссии «MAVEN» сможет выяснить, какие факторы влияют на этот процесс. Ученые уже знают, что эллиптическая орбита Марса приводит к тому, что интенсивность солнечного света, достигающего Красной планеты, может изменяться на 40% в течение марсианского года. Также присутствует сезонный эффект, который контролирует, сколько водяного пара находится в верхних слоях атмосферы. Кроме этого, 11-летний солнечный цикл также не стоит сбрасывать со счетов.

«Когда Марс находится ближе всего к Солнцу, атмосфера становится турбулентной в результате глобальных пылевых бурь и другой деятельности. Это могло бы позволить воде из нижних слоев атмосферы достигнуть очень больших высот, обеспечивая прерывистый источник водорода, который затем может убежать в космос», – добавил Джон Кларк из Бостонского университета (США).

Проводя наблюдения в течение второго марсианского года и во время различных этапов солнечного цикла, ученые смогут лучше понять влияние каждого из этих процессов. «MAVEN» продолжит исследования в ходе расширенной миссии, которая была продлена как минимум до сентября 2018 года.

Больше по теме:   NASA  Марс