Некоторые марсианские озера существовали позднее на сотни миллионов лет

Озера и следы талых потоков на Марсе сформировались гораздо позже, чем ранее считалось возможным.

В соответствии с новыми данными зонда Mars Reconnaissance Orbiter (NASA), некоторые озера и следы талых потоков на Марсе сформировались гораздо позже, чем ранее считалось возможным.

Недавно открытые озера и ручьи появились примерно через миллиард лет после более ранней эпохи влажных условий на древнем Марсе. Эти результаты дают представление об истории климата Красной планеты и предполагают, что благоприятная для микробов среда существовала на Марсе гораздо дольше.

«Мы обнаружили долины, приносившие воду в бассейны озер. Несколько таких бассейнов были переполнены, что указывает на значительное количество воды в долинах в тот период», – сказала Шарон Уилсон из Смитсоновского института (США).

Уилсон и ее коллеги обнаружили доказательства этих марсианских особенностей на севере региона Arabia Terra на основе анализа изображений с камеры высокого разрешения, установленной на MRO, данных Mars Global Surveyor (NASA) и Mars Express (ESA).

«Одно из озер в этом регионе по объему было сравнимо с озером Тахо. Это озеро разливалось вдоль северного берега, неся воду вниз по течению в очень большой, заполненный водой бассейн, который мы прозвали «Озеро Сердце»», – говорит Уилсон, ссылаясь на озеро в США, которое содержит около 188 кубических километров воды.

Цепь озер и долин, которые являются частью системы долины озера Сердце, простирается примерно на 150 километров. Исследователи подсчитали, что весь бассейн вмещал около 2790 кубических километров воды, больше озера Онтарио в Северной Америке.

Ученые предполагают, что стоки, которые образовали долину, могли быть сезонным явлением. Характеристики долин поддерживают теорию, что климат Красной планеты был холодным. Скорость, с которой вода протекала через них, сравнима с ручьями от таяния снега. Это не было похоже на бурлящие реки и не оставило после себя глубоких или сложных систем, аналогичных сети долин раннего Марса. Уилсон отмечает, что подобные долины встречаются и в других местах на Марсе между 35 и 42 градусами как северной, так и южной широты. Подобный внешний вид и широко распространенный характер этих свежих неглубоких долин на Марсе позволяют предположить, что они существовали в глобальном масштабе.

«Основной целью по исследованию Марса является стремление понять, когда и где жидкая вода присутствовала в достаточном для изменения поверхности Марса объеме и, возможно, обеспечивала пригодную для жизни среду», – сказал ученый проекта MRO Рич Зурек из Лаборатории реактивного движения NASA.

В новом исследовании представлены фактические данные о влажных периодах, модифицировавших поверхность раннего Марса на несколько сотен миллионов лет позже, чем считалось ранее, а также подразумевающие, что вода была в виде снега, а не дождя.

Полученные результаты, скорее всего потребуют дополнительных исследований, чтобы понять, как именно менялись условия на замерзшей планете, чтобы снег успевал превратиться в потоки воды. Одним из возможных вариантов может быть экстремальное изменение наклона планеты, и более прямое освещение полярных льдов.

Больше по теме:   NASA  Марс