Получен снимок гипергиганта V766 Cen, превышающего радиус Солнца в 1400 раз

Этот настоящий монстр среди звезд представляет огромный интерес для специалистов по звездной эволюции.

Хотя на первый взгляд и не верится, но этот пузырь – необыкновенная звезда V766 Центавра (V766 Cen) со своим близкорасположенным спутником. Звезда была впервые изучена и классифицирована несколько лет назад на Очень Большом Телескопе-Интерферометре ESO (VLTI). Оказалось, что она является желтым гипергигантом – звезды этого типа встречаются крайне редко и обладают совершенно исключительными размерами, массой и светимостью! Диаметр V766 Cen более, чем в 1400 раз превышает солнечный. Это не только самая большая из всех известных звезд такого класса, но и одна из десяти самых больших известных науке звезд.

Впрочем, недавнее исследование дало основания предполагать, что V766 Cen скорее находится в фазе, предшествующей ее превращению в желтого гипергиганта, то есть, является проэволюционировавшим красным сверхгигантом, и при этом она теряет массу столь быстро, что очень скоро может снова стать более горячим желтым сверхгигантом. Так или иначе, это настоящий монстр среди звезд, представляющий огромный интерес для специалистов по звездной эволюции.

Группа астрономов вновь воспользовалась VLTI, чтобы изучить V766 Cen более подробно. Изображение V766 Центавра и близкой к ней звезды-компаньона с очень высоким разрешением было получено с использованием одновременно всех четырех вспомогательных телескопов комплекса VLTI и инфракрасной камеры PIONIER. Звезда-спутник оказалась меньше и холоднее своего партнера – она, по-видимому, является холодным гигантом или сверхгигантом с радиусом примерно в 650 раз больше солнечного. Считается, что наличие близкого спутника типично для звезд больших масс, и оказывает большое влияние на их эволюцию.

Три последовательных изображения V766. Вместе с V766 Cen на снимке находится и звезда-спутник – на первом фото она в это время проходит позади V766 Cen, но на втором и третьем оказывается впереди нее и заметна в виде яркого пятна.

Больше по теме:   ESO  Звезды  Фотографии