Ученые определили возраст сверхновой G11.2-0.3

Новый взгляд на остатки взорвавшейся звезды в нашей Галактике позволил определить ее реальное время возникновения. Недавние наблюдения сверхновой G11.2-0.3 с помощью рентгеновской обсерватории «Chandra» уничтожили ее связь с событием, зафиксированным в Китае в 386 году нашей эры.

Сверхновые могут быть в равной степени привязаны как к текущим астрономическим наблюдениям, так и к историческим записям событий. Поскольку сегодня достаточно трудно определить время рождения сверхновой, древние записи дают важную информацию о судьбе светил. Звездные остатки могут много рассказать нам о природе взорвавшейся звезды, но интерпретация была бы гораздо проще, если бы мы точно знали их возраст.

Новые данные обсерватории «Chandra» о G11.2-0.3 демонстрируют, что плотные облака газа от остатка сверхновой располагаются вдоль линии прямой видимости. Ранее наблюдения в инфракрасном свете показали, что ее части сильно затемняются пылью. Это означает, что сверхновая была слишком слаба, чтобы увидеть ее невооруженным глазом в 386 году. Природа события, наблюдаемого китайскими астрономами в 4 веке, остается тайной.

Воспользовавшись материалами успешных миссий «Chandra» с момента ее запуска в космос в 1999 году, астрономы смогли сравнить наблюдения G11.2-0.3 за период 2000-2003 годов с относительно свежими данными за 2013 год. Анализ показал, насколько быстро расширяется остаток. Используя эти данные, ученые определили, что звезда взорвалась в интервале от 1400 до 2400 лет назад.

Пересмотренные временные рамки взрыва показали, что G11.2-0.3 является одной из самых молодых сверхновых в Млечном Пути. Возраст самой юной из них, Кассиопеи А, также определялся на основе расположения ее остатка. Как и G11.2-0.3, из-за пылевого затенения она осталась незамеченной в день предполагаемого взрыва в 1680 году. До сих пор единственным научно подтвержденным историческим наблюдением сверхновой остается Крабовидная туманность, взрыв которой наблюдали в 1054 году.

Это последнее изображение G11.2-0.3 показывает низкоэнергетические рентгеновские лучи красным цветом, лучи средней дальности – зеленым цветом, а высокоэнергетические рентгеновские лучи, обнаруженные «Chandra», – синим. Рентгеновские данные были наложены на оптическое изображение оцифрованного обзора неба.

Остаток сверхновой имеет очень круглую, симметричную форму, но детали показывают, что газ расширялся неравномерно. Взрыв сверхновой также оставил пульсар, быстро вращающуюся нейтронную звезду, и плерион, показанный синим цветом в центре остатка. Сочетание быстрого вращения пульсара и сильного магнитного поля рождает интенсивное электромагнитное излучение, которое,  удаляясь от северного и южного полюсов пульсара, создает струи материи и антиматерии.

Больше по теме:   Сверхновые  Фотографии