19K

Звезда Пшибыльского обладает экстремально низкой скоростью вращения

Из-за своей уникальности HD 101065 на протяжении многих лет является предметом наблюдений и исследований, однако некоторые из ее свойств, в том числе скорость вращения, остаются загадкой.

Наблюдения за звездой Пшибыльского (HD 101065), расположенной на расстоянии 370 световых лет от Земли в созвездии Центавра, показали, что для совершения одного оборота ей требуется почти двести земных лет. Результаты исследования представлены в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Сопоставив новые и архивные измерения продольного магнитного поля мы установили, что звезда Пшибыльского обладает необычным чрезвычайно медленным вращением», – рассказывает Светлана Хабриг, ведущий автор исследования из Потсдамского астрофизического института (Германия).

Звезда HD 101065 названа в честь польско-австралийского астронома Антонина Пшибыльского, который в 1961 году обнаружил, что она имеет своеобразный спектр, не вписывающийся в стандартные рамки звездной классификации. Его наблюдения выявили необычно высокое содержание экзотических элементов в атмосфере HD 101065, таких как стронций, ниобий, скандий, иттрий, цезий, неодим, празеодим, торий, иттербий и уран.

Для объяснения этой особенности астрономы выдвигали множество гипотез. Одна из них была изложена в 2008 году командой украинских ученых. Ее авторы утверждают, что у звезды есть спутник – пульсар, под влиянием излучения которого в ее атмосфере идут термоядерные реакции. В результате этого тяжелые элементы, которые обычно образуются только при взрывах сверхновых, у звезды Пшибыльского синтезируются в верхних слоях атмосферы.

Несмотря на то, что большое содержание редких металлов позволило отнести звезду HD 101065 к классу Ar-звезд, дефицит элементов группы железа в ее спектре по-прежнему остается неразрешимым и выделяет звезду Пшибыльского даже из этой редкой группы пекулярных светил.

В новой работе команда европейских астрономов сфокусировалась на магнитной и пульсационной изменчивости этого объекта. Новые данные, полученные в период с июня 2015 года по июнь 2017 года с помощью инструмента HARPSpol на 3,6-метровом телескопе Европейской южной обсерватории, показали, что помимо уникального химического состава звезда Пшибыльского также выделяется медленной скоростью вращения, по предварительным оценкам, равной 188 земным годам.

«Наша оценка периода в 188 земных лет является наиболее вероятной, но не должна рассматриваться как единственно верная интерпретация данных, собранных за 43 года. Для ее подтверждения требуются дополнительные наблюдения», – пояснила Светлана Хабриг.

Полученные данные, по мнению исследователей, помогут им раскрыть все еще остающиеся загадкой процессы, которые являются причиной столь медленного вращения звезды Пшибыльского и ей подобных.

Больше по теме:   Звезды