Александр Скворцов

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 1 день назад в разделе Марс

Опубликовано

Древний текст Авиценны раскрывает подробности наблюдения за сверхновой, взорвавшейся в 1006 году

Трио немецких исследователей нашло доказательство того, что персидский ученый и философ Ибн Сина наблюдал сверхновую 1006 (SN 1006).
Трио немецких исследователей нашло подтверждение того, что персидский ученый Ибн Сина наблюдал сверхновую 1006 (SN 1006). Новые доказательства расположатся по соседству с другими, которые также описывают подробности самого яркого звездного события из когда-либо зарегистрированных людьми.

Ибн Сина (известный также как Авиценна) был персидским ученым и философом. Он много путешествовал и описывал свои наблюдения. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, в том числе по медицине и астрономии.

Текст о физике, метеорологии и астрономии, привлекший внимание исследователей, носит название Китаб аль-Шифа (Книга исцеления). В частности, их заинтересовал раздел, описывающий яркий объект, появившийся на небе в 1006 году. Ранее текст уже изучали, но в то время описание отнесли к комете. Последний взгляд говорит о том, что раздел содержит записи наблюдений сверхновой SN 1006. Помимо совпадения по времени, исследователи отмечают схожесть описания с внезапно появившейся на небосводе взорвавшейся звезды. По их мнению, Ибн Сина описывает объект, который был очень ярким, изменял цвет с течением времени и даже в какой-то момент выбрасывал искры прежде чем исчез.

SN 1006 была отмечена и описана многими людьми по всему миру, в том числе из Марокко, Японии, Йемена и Китая, но ни одно из этих описаний не включает информацию об изменении цвета. Авиценна писал, что объект появился на небе как слабое зеленовато-желтое пятно, которое мерцало, затем, перед своим исчезновением, оно стало белесым.

Современные астрономы считают, что SN 1006 была не просто сверхновой типа IA, которые образуются, когда белый карлик «пожирает» звезду-компаньона и взрывается вследствие переизбытка материи, а является результатом столкновения двух белых карликов. Эта новая информация из древней эпохи поможет лучше изучить событие, которое произошло более тысячи лет назад.

Больше по теме:   Сверхновые