Новая попытка вернуть Плутону статус полноценной планеты является ошибкой

Небольшая группа ученых, возглавляемая Аланом Стeрном, ученым миссии NASA «New Horizons», пытается отменить решение десяти лет назад, которое лишило Плутон статуса планеты.

Почему, что-то изменилось? Нет. Новое предложение – по сути тоже самое, что астрономы отвергли в 2006 году. Но после посещения карликовой планеты в июле 2015 года зондом NASA Алан Стерн решил, что интерес к Плутону сейчас как никогда раньше, так почему бы не рискнуть?

Проблема, однако, заключается в том, что возвращение статуса планеты потянет за Плутоном все круглые объекты меньше звезд, и в багаже, в том числе, окажется и наша Луна. Луна – планета? Сегодня большинство из нас ответит: «Конечно, нет!», но 500 лет назад, когда люди думали, что и Луна, и Солнце вращаются вокруг Земли, они были просто двумя из семи планет в космологии, наряду с Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном. С Коперниковской революцией 16-го века термин «планета» был изменен.

Спутники Юпитера

Планетами стали объекты, вращающиеся вокруг Солнца. Луна кружила вокруг Земли. Вскоре Галилео Галилей открыл, что у Юпитера тоже есть луны. Спутники Сатурна также не заставили себя долго ждать. Люди начали узнавать о реальной Солнечной системе. Уран, замеченный в 1971 году, стал седьмой планетой.

Начиная с 1801 года, астрономы стали открывать астероиды на орбите между Марсом и Юпитером. Их тоже изначально называли планетами. Открытие Нептуна в 1846 году вместе с огромным количеством новых астероидов напомнило миру: в то время как есть много объектов на орбите вокруг Солнца, имеется лишь небольшое число доминирующих.

Нептун стал восьмой планетой, а бесчисленное число астероидов были разжалованы в «небольшие планеты». Понимание Солнечной системы становилось все более точным. В 1930 году был найден Плутон. Его признали девятой планетой, и он удерживал свой статус много десятилетий. В 1992 году были найдены тысячи тел в отдаленных регионах за пределами Нептуна. В 2005 году открытие Эриды, которая массивнее Плутона, усилило спор о классификации этих объектов.

Истинные планеты

Стало ясно, что хорошая классификация требует разделения истинных планет, доминирующих в Солнечной системе, и бесчисленного числа крошечных объектов, разбросанных вокруг гигантов. В общепринятых классификациях Плутон и Эрида принадлежат к популяции небольших объектов за пределами орбиты Нептуна. Это различие имеет решающее значение для понимания того, что и как устроено в Солнечной системе и почему все именно так.

Утверждение, что все круглые объекты – планеты, независимо от того, где они находятся, возводят Луну, особенно круглую и в пять раз более массивную, чем Плутон, в статус нашего ближайшего планетарного соседа. Невозможно иметь согласованное определение «планета», включающее Плутон, но исключающее Луну. Трудно представить, что странное заявление Алана Стерна найдет поддержку научного сообщества. Возвращение к определению 500-летней давности – слишком дорогая цена, которую нужно заплатить за ностальгию по Плутону-планете.

«New Horizons» показал, что Плутон является увлекательным местом, достойным нашего интереса и изучения, но путать понятия «увлекательный» и «должен быть планетой» не стоит. Давайте радоваться тому, что маленький мир показал, сколько еще предстоит сделать человечеству, чтобы узнать больше о Солнечной системе, начиная с больших планет и заканчивая мельчайшими крупицами пыли.