Сергей Рыжиков

Последнее обновление 8 часов назад в разделе Млечный Путь

Опубликовано

7K

Под спящим вулканом зарегистрированы землетрясения с интервалом в 10 минут

Мауна-Кеа щитовой вулкан и высочайшая точка на острове Гавайи архипелага Гавайские острова.

В уникальном отчете о сейсмической активности, представленном в журнале Science, исследователи сообщают, что под давно уснувшим вулканом Мауна-Кеа на Гавайях за последние 20 лет произошло более миллиона глубоких низкочастотных землетрясений. Интересно, что ежедневно, на протяжении десятилетий зарегистрированные дрожания происходят с поразительной регулярностью – каждые 7-12 минут – и реагируют на приливы океана и другие сейсмические события с общей энергией, равной примерно землетрясению магнитудой 3 балла.

Хотя землетрясения вблизи вулканов часто предвещают извержение, новое исследование показывает, что уникальная сейсмичность Мауна-Кеа, скорее всего, связана со «вторым кипением» остывающей магмы глубоко под мертвым вулканом. Глубокие длиннопериодные землетрясения (ГДП) являются любопытным типом вулканического дрожания, чаще всего присущего тихим или неактивным вулканам. Однако, поскольку традиционные инструменты сейсмического обнаружения имеют тенденцию игнорировать слабые сигналы, создаваемые неуловимыми землетрясениями, процессы, ответственные за запуск ГДП, остаются плохо изученными. Зачастую их приписывают восхождению или проникновению глубокой магмы.

Посредством тщательного систематического сканирования сейсмических архивов Гавайского архипелага Аарон Век из Геологической службы США и его коллеги обнаружили более одного миллиона ГДП землетрясений за последние 19 лет, выявив тонкую, но продолжающуюся сейсмическую активность Мауна-Кеа. Подробная последовательность позволила им проследить происхождение импульсов от магматических трубок глубоко под спящим вулканом.

«Неподвижная медленно остывающая магма кристаллизуется, выделяя газы в процессе, называемом второе кипение, который может создавать давление и разрушать породу, вызывая сейсмическое колебание», – заключили авторы исследования.

Геологи предполагают, что сведения об активности ГДП во всем мире, вероятно, занижены, а также скорее говорят о процессе магматического охлаждения, чем о надвигающемся извержении.