Алексей Овчинин

Энн МакКлейн

Последнее обновление 22 мая в разделе Марс

Опубликовано 30 ноября 2017 года в 10:06

Стратосфера уникальной планеты WASP-18b полностью состоит из угарного газа

Команда астрономов, возглавляемая NASA, обнаружила у огромной экзопланеты WASP-18b удушающую стратосферу из угарного газа полностью лишенную воды. Результаты получены при анализе наблюдений космических телескопов «Hubble» и «Spitzer».

WASP-18b удалена от Земли на 325 световых лет. Она является невероятно массивной планетой, превосходящей по этому параметру Юпитер в 10 раз. WASP-18b вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0,02 астрономические единицы, а год на планете длится примерно один земной день.

Обычно слой стратосферы в атмосфере планеты ассоциируется с «солнцезащитными» молекулами, которые поглощают ультрафиолетовое и видимое излучение, исходящее от звезды, и затем выделяют полученную энергию в виде тепла (у Земли в стратосфере располагается озоновый слой). Однако «горячий Юпитер» WASP-18b имеет необычный состав, и он, скорее всего, сформировался не так, как Юпитер и газовые гиганты в других планетных системах.

«Состав WASP-18b превзошел все наши ожидания. Мы не знаем ни одной другой внесолнечной планеты, у которой монооксид углерода доминирует в стратосфере», – рассказывает Кайл Шеппард, ведущий автор исследования из Центра космических полетов им. Годдарда NASA.

Исследователи обнаружили необычное свойство у WASP-18b в ходе поиска экзопланет со стратосферами в данных телескопов «Hubble» и «Spitzer». Анализ WASP-18b показал специфическую спектральную подпись на инфракрасных длинах волн, которая не похожа на то, что когда-либо наблюдалось у других экзопланет. Чтобы определить, какие молекулы наиболее вероятно соответствуют полученным данным, команда провела компьютерное моделирование. Результаты показали, что WASP-18b содержит горячий угарный газ в стратосфере и более прохладный оксид углерода в тропосфере.

«Единственным приемлемым объяснением наблюдений является переизбыток монооксида углерода и практически полное отсутствие водяного пара в атмосфере WASP-18b, а также наличие стратосферы. Это редкое сочетание факторов расширяет наши знания о физико-химических процессах в атмосферах экзопланет», – пояснил Никку Мадхусудхан, соавтор исследования из Кембриджского университета (Великобритания).

По сравнению с другими горячими юпитерами атмосфера этой планеты, вероятно, содержит в 300 раз больше элементов, тяжелее водорода и гелия. Эта чрезвычайно высокая металличность указывает на то, что экзопланета WASP-18b в ходе становления смогла накопить большое количество твердых льдов и рождалась в условиях, отличных от тех, в которых формировались Юпитер и другие известные гиганты.

Больше по теме:   NASA  Экзопланеты