Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление 1 день назад в разделе Красные карлики

Опубликовано

ALMA получил самое детальное изображение Бетельгейзе

Красный сверхгигант Бетельгейзе будоражит умы ученых на протяжении десятилетий. Проживающая в созвездии Ориона звезда в обозримом будущем подвергнется взрыву сверхновой, и, когда это произойдет, она будет видна с Земли невооруженным глазом даже средь бела дня.

Бетельгейзе удалена от нас примерно на 600 световых лет. Красный сверхгигант пылает ярко и сгорит значительно быстрее Солнца. Его жизнь очень коротка. Звезде около восьми миллионов лет, и она уже на пороге становления сверхновой.

Новый снимок, полученный массивом телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) ALMA, демонстрирует потенциальную сверхновую во всей красе. Это первый случай, когда ALMA наблюдал поверхность звезды, и попытка привела к появлению самого четкого на сегодняшний день изображения Бетельгейзе.

В миллиметровом континууме звезда превышает Солнце в 1400 раз. Ранее звезда наблюдалась на разных длинах волн, в том числе в видимых, инфракрасных и ультрафиолетовых. С помощью Очень Большого Телескопа ESO астрофизики обнаружили огромный шлейф газа, сопоставимый по размеру с Солнечной системой. Кроме того, исследователи наблюдали гигантский пузырь, который кипит на поверхности Бетельгейзе. Эти особенности помогают объяснить, как звезда проливает газ и пыль в космос на огромных скоростях.

В течение следующего миллиона лет Бетельгейзе, возможно, продолжит оставаться красным гигантом, но взрыв сверхновой не исключен. И, если завтра в обеденный перерыв вы обратите свой взор на небо и увидите яркую звезду, знайте, это Бетельгейзе, это ее финальный аккорд.

Больше по теме:   ESO  Звезды  Красные гиганты