Анатолий Иванишин

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 22 часа назад в разделе Звезды

Опубликовано

Астрономы выяснили, какие планеты переживут смерть своей звезды

Хотя выживание планеты зависит от многих факторов, модели показывают, что чем она массивнее, тем выше вероятность ее гибели от приливных сил.

Маленькие, крепкие планеты имеют больше шансов пережить гибель родительской звезды, заявляют ученые из Университета Уорика в исследовании, опубликованном в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Астрофизики смоделировали вероятность разрушения различных планет приливными силами, когда их звезды станут белыми карликами, и определили наиболее значимые факторы, благодаря которым они смогут избежать гибели. Полученное «руководство по выживанию» экзопланет поможет обнаружить потенциальные миры вокруг мертвых звезд, для поиска которых разрабатывается новое поколение мощных телескопов.

Моделируя влияние изменения гравитации звезды на вращающиеся скалистые тела, исследователи определили наиболее вероятные факторы, которые заставят планету оказаться в пределах «радиуса разрушения», где объект, удерживаемый только собственной силой тяжести, распадется из-за приливных сил, долонив эту область своими осколками.

Хотя выживание планеты зависит от многих факторов, модели показывают, что чем она массивнее, тем выше вероятность ее гибели от приливного взаимодействия.

Но разрушение отчасти зависит и от вязкости, меры устойчивости к деформации: экзоземли с низкой вязкостью легко притягиваются белым карликом, даже если они находятся на расстоянии, в пять раз превышающем радиус разрушения.

Экзоземли с высокой вязкостью легко проглатываются, только если они находятся ближе двух радиусов разрушения. Такие планеты должны полностью состоять из более тяжелых элементов, как, например, планетезималь на орбите белого карлика SDSS J122859.93 + 104032.9, ранее обнаруженная другой группой астрономов из Университета Уорика, которая избежала поглощения лишь за счет своих незначительных размеров.

«Наше исследование, хотя и изощренное в некотором отношении, касается только однородных каменистых планет. Многослойная планета, такая как Земля, значительно более сложна для вычислений, но мы исследуем возможность сделать это», – сообщил доктор Димитри Верас из Университета Уорика.

Расстояние от звезды, как и масса планеты, имеет сильную корреляцию с выживанием или поглощением. Безопасное расстояние зависит от многих параметров. В целом, маленькая скалистая однородная планета, которая находится в три раза ближе к белому карлику, чем Меркурий к Солнцу, гарантированно не будет разрушена приливными силами.

Больше по теме:   Белые карлики  Звезды  Экзопланеты