Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление 18 минут назад в разделе Земля

Опубликовано

Астрономы уловили неожиданное излучение от нейтронной звезды

Космический телескоп «Hubble» зафиксировал протяженную область инфракрасного излучения вокруг нейтронной звезды, общий размер которой составляет около 200 астрономических единиц.

Необычное инфракрасное излучение близкой нейтронной звезды, обнаруженное космическим телескопом «Hubble», указывает на новые явления, ранее не наблюдаемые астрономами. Одно из объяснений такого сигнала заключается в том, что она окружена диском из пыли; другое – что ветер, исходящий от нейтронной звезды, врезается в межзвездный газ и взаимодействует с ним. Выводы ученых представлены в журнале Astrophysical Journal.

«Нейтронная звезда RX J0806.4-4123 принадлежит к группе из семи ближайших рентгеновских пульсаров, получивших прозвище «Великолепная семерка». Все они горячее чем должны быть, учитывая их возраст и доступный энергетический потенциал, обеспечиваемый потерей энергии вращения. Мы наблюдали протяженную область инфракрасного излучения вокруг этой нейтронной звезды, общий размер которой составляет около 200 астрономических единиц», – рассказывает Беттина Постелт, ведущий автор исследования из Университета Пенсильвании (США).

Это первая нейтронная звезда, у которой широкая область излучения была замечена только в инфракрасном свете. Исследователи предлагают два варианта, которые могли бы объяснить расширенный инфракрасный сигнал. Первый из них – диск пыли, окружающий пульсар и состоящий из материи погибшей звезды. Его взаимодействие с нейтронной звездой могло бы нагревать ее и замедлять вращение сверхплотного остатка. Если предположение подтвердится, то результат изменит общее понимание эволюции нейтронных звезд.

Второе возможное объяснение расширенного инфракрасного излучения RX J0806.4-4123 – туманность пульсарного ветра. Пульсарный ветер может возникать, когда частицы ускоряются в электрическом поле, создаваемом быстрым вращением нейтронной звезды с сильным магнитным полем. По мере того, как она мчится через пространство со скоростью, превышающей скорость звука, может возникать удар от взаимодействия межзвездной среды с пульсарным ветром. Тогда возбужденные частицы испускают синхротронное излучение, вызывая расширенный инфракрасный сигнал. Как правило, туманности пульсарного ветра видны в рентгеновских лучах, поэтому ее инфракрасное проявление было бы очень необычным и захватывающим.

Наблюдения, проведенные международной командой исследователей, помогут ученым лучше понять эволюцию невероятно плотных остатков массивных звезд, взорвавшихся сверхновыми, и с запуском космического телескопа NASA «James Webb» астрономы продолжат изучение своего открытия в инфракрасном диапазоне.