Александр Скворцов

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 13 часов назад в разделе Астероиды

Опубликовано

Атмосфера Марса хорошо защищена от солнечного ветра

Уже давно считается, что индуцированной магнитосферы недостаточно для защиты атмосферы Марса. Однако измерения доказывают другое.

Несмотря на отсутствие глобального магнитного диполя, как у Земли, атмосфера Марса хорошо защищена от воздействия солнечного ветра. Новые результаты представлены в докторской диссертации Робина Рамстада из Шведского института космической физики и Университета Умео (Швеция).

Современный Марс – это холодная и сухая планета. Его атмосферное давление на поверхности составляет менее 1% от земного. Однако многие геологические особенности указывают на то, что около 3-4 миллиардов лет назад планета имела активный гидрологический цикл, который потребовал бы более теплого климата в ранней истории планеты и, следовательно, более плотной атмосферы, способной произвести сильный парниковый эффект.

Принятая гипотеза утверждает, что солнечный ветер со временем разрушил раннюю марсианскую атмосферу и уничтожил гидрологический цикл. В отличие от Земли, Марс не имеет глобального магнитного диполя, но вместо этого солнечный ветер индуцирует токи в ионизированной верхней атмосфере (ионосфере), создавая индуцированную магнитосферу. Уже давно считается, что индуцированной магнитосферы недостаточно для защиты атмосферы Марса. Однако измерения шведского инструмента ASPERA-3, установленного на космическом аппарате «Mars Express», показывают нечто другое.

Анализатор ASPERA-3 измеряет утечку ионов с Марса. В своих исследованиях Робин Рамстад сравнил измерения утечки ионов при различных условиях солнечного ветра и уровнях ионизирующей солнечной радиации, вызванной экстремальным ультрафиолетовым излучением (EUV). Результаты показывают, что солнечный ветер оказывает сравнительно небольшое влияние на скорость выхода ионов. Основное воздействие на количество атмосферы, ускользающей в космос, оказывает именно EUV.

«Несмотря на более сильный солнечный ветер и уровни EUV-излучения молодого Солнца, утечка ионов не может объяснить потери более 0,006 бар атмосферного давления за 3,9 миллиарда лет. Даже грубая оценка в 0,01 бар незначительна по сравнению с атмосферой, необходимой для поддержания достаточно сильного парникового эффекта (около 1 бар или более в соответствии с климатическими моделями)», – объясняет Робин Рамстад.

Представленные результаты показывают, что сильный солнечный ветер не увеличивает скорость выхода ионов. В отличие от предыдущих предположений, индуцированная магнитосфера также защищает основную часть ионосферы Марса от энергии солнечного ветра.

Больше по теме:   Марс  Солнце