Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 15 часов назад в разделе Деймос

Опубликовано

Что связывает Чеширского кота и Теорию относительности?

Сто лет назад Альберт Эйнштейн опубликовал одно из самых значимых достижений прошлого века – теорию относительности.

Важнейшим заключением этой теории является то, что материя вызывает искривление пространства и времени, таким образом массивный объект может вызвать заметный изгиб луча света. Со времени публикации этой теории астрономы нашли множество примеров данного явления, известного в науке как «гравитационное линзирование». Явление позволяет ученым изучать чрезвычайно далекие галактики и группы галактик, которые невозможно было бы исследовать даже самыми мощными телескопами, имеющимися на сегодняшний день.

Последние результаты изучения группы галактик Чеширский Кот показывают, как 100-летняя теория Эйнштейна помогает совершать новые открытия сегодня. Такое название группа галактик получила за сходство с улыбающимся котом из известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Кадр из фильма "Алиса в стране чудес"

Кадр из фильма «Алиса в стране чудес»

Свет далеких галактик растянут и изогнут в кошачьи черты огромной массой межзвездного вещества, в большей части которого определяются гравитационные свойства темной материи. Огромная масса, искажающая свет, найдена вокруг гигантских «глаз» и «носа». Округлая форма «морды» возникает из-за гравитационного линзирования четырех разных фоновых галактик, находящихся далеко позади «глаз» кота. Отдельные галактики системы, а также гравитационно-линзовые дуги зафиксированы космическим телескопом «Хаббл». А данные, полученные рентгеновским телескопом Чандра, свидетельствуют о наличии сверхмассивной черной дыры в центре галактики «левого глаза» Чеширского Кота.

Астрономы подсчитали, что два «глаза» кота сольются примерно за миллиард лет, образовав в итоге одну огромную галактику и десятки гораздо более мелких в одном скоплении. После слияния данному скоплению больше подойдет имя «Циклоп».

Больше по теме:   Галактики  Фотография дня NASA