Две планеты системы TRAPPIST-1 могут скрывать океаны жидкой магмы

Восемь месяцев назад было объявлено об открытии семи каменистых планет на орбите ультра-холодного красного карлика TRAPPIST-1. Исследователи продолжают изучать вновь открытые миры в попытках определить их климат и потенциал к поддержанию жизни.

В новом исследовании, представленном в журнале Nature Astronomy, международная команда астрономов утверждает, что две планеты из большого семейства TRAPPIST-1 содержат океаны жидкой магмы.

Звезда TRAPPIST-1 не похожа на наше Солнце. Она холоднее, меньше, слабее и краснее. Ее планеты постоянно повернуты к ней одной стороной, так же, как Луна к Земле. «Мы выбрали систему TRAPPIST-1 для исследования, потому что в ней проживает действительно замечательное семейство планет. Звезда также является хорошим примером красного карлика: имеет очень низкую массу, сильное магнитное поле и вращается очень быстро», – рассказывает Кристина Кислякова, ведущий автор исследования из Венского университета (Австрия).

Если сильное магнитное поле и быстрое вращение выстраиваются в правильном направлении, они могут вызвать индукционный нагрев, при котором электромагнитное поле создает тепловые токи внутри металлического объекта.

«У некоторых звезд с низкой массой очень сильные магнитные поля, и мы шутили, что они могут расплавить вилку или ложку, если переместить их из одной точки планеты, вращающейся вокруг такого светила, в другую. И тогда мы поняли, что сама планета также встроена в это сильное магнитное поле и является проводящим телом. В принципе, она представляет собой гигантскую вилку и должна плавится», – пояснила Кристина Кислякова.

Исследователи применили свою идею к семи планетам, вращающимся вокруг TRAPPIST-1, чтобы понять, может ли какая-нибудь из них нагреться под действием сильного магнетизма звезды. Поскольку у ученых пока нет точных размеров и составов этих миров, им пришлось сделать несколько допущений.

В итоге расчеты показали, что на четырех планетах, наиболее близких к TRAPPIST-1, быстрое вращение и магнетизм звезды, вероятно, спровоцировали вулканическую активность. А вторая и третья планеты системы (TRAPPIST-1c и TRAPPIST-1d), могут подвергаться настолько сильному индукционному нагреву, что порода под их поверхностью расплавилась и превратилась в океан жидкой магмы. Это делает их похожими на спутник Юпитера Ио, который покрыт извергающимися вулканами.

«Пока неясно, какое влияние может оказывать подповерхностная магма и сопровождающие ее вулканы на потенциальную обитаемость планет. Гигантские извержения могут уничтожить все живое, однако, более слабые выбросы способствуют поддержанию атмосферы», – заключила Кристина Кислякова.