Еще один спутник Сатурна может обладать глобальным океаном

Наследие космического аппарата «Cassini» преподносит очередной сюрприз.

Анализ орбитального движения и вращения Мимаса показал, что, возможно, под его покрытой кратерами поверхностью на глубине примерно 30 километров скрыт глобальный океан, который образовался совсем недавно – от 25 до 2 миллионов лет назад. Результаты исследования и выводы ученых представлены в журнале Nature.

«Доказательств того, что под поверхностью некоторых спутников во внешней Солнечной системе содержатся океаны, становится все больше, однако обнаружение таких водных миров является сложной задачей. Мимас, одна из малых лун Сатурна, на первый взгляд выглядит маловероятным кандидатом из-за различий в свойствах его поверхности по сравнению с другими ледяными спутниками, такими как Энцелад и Европа. Но, оценивая наблюдения, сделанные «Cassini», мы оспаривают эту теорию», – рассказывают авторы исследования.

Мимас — небольшое тело, наиболее отличительной особенностью которого является кратер, настолько большой, что он придает луне вид космической станции «Звезда смерти» из франшизы «Звездные войны». Мимас обладает слегка вытянутой формой, которая распространена среди спутников планет, находящихся в приливном захвате.

«Идентификация «невидимого океана» потребовала анализа точных измерений изменений орбиты и вращения Мимаса, на которые влияет состав его недр. Исходя из наблюдений, либрация спутника намного больше, чем можно было бы ожидать, отталкиваясь от его немного яйцевидной формы. Это можно объяснить либо тем, что он имеет очень вытянутое каменистое ядро, либо обладает подповерхностным глобальным океаном», – отметили авторы исследования.

Поскольку других общепризнанных свидетельств существования океана нет, планетологи долгое время отдавали предпочтение гипотезе с вытянутым ядром. Однако тщательный анализ прецессии орбиты Мимаса показал важное несоответствие модели полностью твердого тела – она прецессирует в обратном направлении его движения. В таком случае Мимас должен иметь значительно более сплюснутою форму.

«Фактически, наблюдаемые либрация и прецессия орбиты не соответствуют модели твердого тела. Вместо этого они хорошо согласуются с присутствием глобального океана. Моделирование предполагает, что он появился недавно по геологическим меркам и, таким образом, не успел оставить след на поверхности в виде разломов, гребней и других особенностей», – пояснили авторы исследования.

Добавление Мимаса в каталог океанических миров меняет общую картину того, как могут выглядеть эти спутники. Идея о том, что относительно небольшие луны содержат молодые океаны, вдохновляет.

Исследование послужит стимулом для тщательного изучения ледяных спутников среднего размера по всей Солнечной системе, в том числе их группы вокруг Урана, которая была выбрана в качестве наиболее приоритетной цели флагманского проекта NASA «Planetary Science Decadal Survey».

Больше по теме:   Cassini  Мимас