Как сообщается на официальном сайте Европейского космического агентства (ESA), команда миссии «ExoMars» достигла значительного прогресса в расследовании причин крушения посадочного модуля «Schiaparelli». Большой объем данных, извлеченный из посадочного модуля, показывает, что вход в атмосферу и торможение прошли в штатном режиме.
Парашюты раскрылись, как и планировалось, на высоте 12 километров от поверхности Марса на скорости 1730 километров в час. На высоте в 7,8 километра был корректно сброшен тепловой экран. В процессе спуска высотометр получал корректные данные.
Оказалось, что фатальная ошибка в работе программного обеспечения произошла из-за проблем в работе навигационного прибора – так называемого «измерителя инерции» (IMU), устройства, фиксирующего скорость вращения модуля вокруг своей оси.
Данные с этого прибора учитывались при обработке данных о высоте полета, поступающих с радаров посадочного модуля. В один момент в работе IMU произошел сбой, в результате чего он начал фиксировать аномально высокую скорость вращения «Schiaparelli», которая выходила за пределы допустимых значений.
Подобное поведение прибора предсказывалось, и обычно для подавления некорректных данных инженеры «сглаживают» сигнал и сравнивают данные за текущий момент с результатами, полученными ранее.
Однако, IMU передавал некорректную информацию на главный компьютер «Schiaparelli» дольше, чем ожидалось – более секунды. Именно это и послужило причиной сбоя. Неверные показания были учтены при расчете высоты посадочного модуля, в результате чего бортовой компьютер получил отрицательные значения, то есть, по его мнению, «Schiaparelli» находился под поверхностью Красной планеты. В итоге было инициировано преждевременное отделение парашютов и выключение тормозных двигателей. На самом же деле посадочный модуль в этот момент находился на высоте 3,7 километра.
«Это по-прежнему очень предварительный вывод наших специалистов. Полная картина крушения будет представлена в начале 2017 года. Мы многому научились у «Schiaparelli», и все ошибки будут учтены при подготовке второй миссии ExoMars, разрабатываемой совместно с нашими партнерами», – сказал Дэвид Паркер, руководитель отдела пилотируемых полетов и роботизированного изучения космоса ESA.