Роберт Бенкен

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 20 часов назад в разделе TESS

Опубликовано

«Cassini» обнаружил «мировой океан» на спутнике Сатурна — Энцелад

Согласно новым исследованиям NASA, собранным аппаратом Кассини, на спутнике Сатурна - Энцелад под ледяной коркой находится мировой океан.

Согласно новым исследованиям NASA, собранным аппаратом «Cassini», на спутнике Сатурна — Энцелад под ледяной коркой находится мировой океан. Выводы основываются на изучении гравитационного поля спутника. Исследователи обнаружили некую асимметрию между южным и северным полушариями. Ранее высказывалось мнение, что океан находится лишь в Южном полушарии, однако последние данные, полученные от «Cassini», сообщают о наличии жидкости по всей площади Энцелада.

Подледный океан Энцелада содержит в себе большие количества соли и соды, что свидетельствует о бурных геотермальных процессах на его дне и говорит о существовании там потенциального источника энергии и пищи для жизни, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.

«Дело в том, что взаимодействие металлосодержащих пород и воды океана будет приводить и к выделению молекул водорода. Астробиологи сегодня считают этот процесс ключом к зарождению жизни, так как водород одновременно способствует формированию аминокислот и служит источником пищи для микробов. Поэтому открытие геотермальных процессов на Энцеладе делает его еще более привлекательным кандидатом на роль второго очага жизни в Солнечной системе», — заявил Кристофер Гляйн (Christopher Glein) из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США).

Гляйн и его коллеги пришли к такому выводу, попытавшись «попробовать на вкус» воды Энцелада по данным, собранным приборами зонда «Cassini» во время пролетов мимо спутника Сатурна и его колец, которые частично состоят из выбросов с поверхности этой планеты.

Как показали замеры, выбросы Энцелада содержат в себе необычно много углекислоты и некоторых других соединений, которые натолкнули планетологов на мысль о том, что воды его океана содержат в себе много растворенных минеральных солей.

Используя информацию с масс-спектрометров и газоанализаторов «Cassini», Гляйн и его коллеги построили компьютерную модель океана Энцелада, при помощи которой они вычислили его кислотность и прочие химические свойства.

Оказалось, что у подледного водного мира спутника Сатурна есть целый ряд черт, которые одновременно роднят его и делают его столь непохожим на воды нашей планеты. К примеру, как и мировой океан Земли, воды Энцелада являются солеными – они содержат в себе примерно такую же долю обычной поваренной соли.

С другой стороны, у него было две крайне необычных черты – океан сатурнианской луны содержит в себе огромное количество соды, а также достаточно высокий уровень щелочности вод (коэффициент pH составляет 11-12). Последнее открытие является крайне благоприятным для зарождения жизни, так как все реакции внутри живых клеток протекают в щелочной среде.

Поддержание щелочной среды и большой концентрации соды в воде на глобальном уровне, по словам авторов статьи, возможно только в том случае, если на дне Энцелада протекают так называемые реакции серпентизации, химического обмена между водами и горячими горными породами. В ходе этих процессов в океан попадают молекулы углекислоты и ионы металлов, а также молекулы водорода.

По словам Гляйна и его коллег, ближайшим аналогом океана Энцелада на Земле является экзотическое содовое озеро Моно в Калифорнии. В его водах присутствует жизнь в виде рачков и необычных микробов, чья способность выдерживать большие дозы мышьяка в питательной среде породила знаменитый скандал с «мышьяковой жизнью» в 2010 году.

Присутствие теплого и богатого водородом «содового» океана на Энцеладе, как утверждают Гляйн и его коллеги, делает его главным на сегодняшний день кандидатом на роль источника «второй жизни» в пределах Солнечной системы. По их словам, пример озера Моно на практике доказывает, что одноклеточная и многоклеточная жизнь может существовать и даже процветать в таких условиях.

Больше по теме:   Энцелад