Недавно обнаруженный коричневый карлик оказался двойной планетной системой

Обнаружение массивных планет в наши дни не является чем-то новым. Но найти две гигантские экзопланеты, вращающиеся вокруг друг друга, удивительно. Объект, который первоначально считался одиночным коричневым карликом, на самом деле представляет собой пару гигантских миров. Пока не ясно, как сформировалась эта двоичная система, но открытие может помочь переопределить границу между планетами и коричневыми карликами.

Пара планет состоит из двух газовых гигантов размером с Юпитер, но каждая из них массивнее его в 4 раза. Расстояние между планетами составляет около 600 миллионов километров, и они медленно кружат вокруг друг друга, возвращаясь на прежние позиции примерно раз в сто земных лет. Молодая система, возрастом всего 10 миллионов лет, излучает свет только на инфракрасных длинах волн.

Открытие сделано группой ученых во главе с Уильямом Бестом из Гавайского университета (США) с помощью 10-метрового телескопа Keck II, адаптивная оптика которого корректирует искажения земной атмосферы.

«Это кропотливая работа с очень интересным открытием», — говорит Дэвид Латем из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США).

Есть две планеты, но нет звезды

Пока ученые точно не знают, как образуются планеты-изгои, которые не вращаются вокруг звезд. По словам исследователей, формирование бинарной системы блуждающих миров понять еще сложнее. Гравитационные взаимодействия могут выбросить одиночные планеты из их звездных систем, но вновь найденная пара скорее всего сформирована при фрагментации рождающейся протозвезды.

Открытие показывает, что во Вселенной существуют различные сценарии создания свободноплавающих объектов планетарной массы. Но, поскольку они маленькие и слабые, их можно обнаружить только в наших окрестностях. Новая находка, обозначенная 2MASS J1119-1137, располагается на расстоянии 85 световых лет от нас, и команда думает, что может быть много других подобных бинарных планетарных систем.

Действительно ли это планеты? Возможно, нет. Разделительная линия между планетами и коричневыми карликами проходит примерно на 14 массах Юпитера, при которой в ядре объекта начинается ядерный синтез дейтерия. Но некоторые ученые считают, что лучший признак для разделения этих классов, это не их масса, а то, как они формируются: коричневые карлики возникают из-за гравитационного сжатия облаков газа и пыли, а планеты образуются из протопланетного диска.

И если другие коричневые карлики «похожи» на этот, то есть являются не коричневыми карликами, а бинарными планетными системами, то ученые, возможно, недооценили количество свободноплавающих миров во Вселенной.

Больше по теме:   Коричневые карлики  Экзопланеты