7K

Космические нити пронизывают всю Вселенную

Рентгеновская обсерватория ESA XMM-Newton открыла три массивные нити горячего газа в скоплении галактик. Так обнажилась часть космического скелета, который пронизывает всю Вселенную.

Галактики собираются, формируя группы и даже крупные агломераты, называемые кластерами. Эти кластеры являются наиболее массивными космическими структурами, удерживаемыми гравитацией. Скопления содержат большое количество горячего газа и еще большего количества невидимой темной материи. Во вселенском масштабе, галактики и скопления галактик связаны в гигантскую сеть, в узлах которой самые массивные скопления.

Компьютерные расчеты показывают, что космическая сеть, которая состоит в основном из темной материи и обычного вещества, ведет себя как строительные леса космоса, обеспечивая основу для развития звезд, галактик и кластеров.

В последние несколько десятилетий астрономы обнаружили нитевидные структуры космической сети в рамках крупномасштабного распределения галактик и обнаружили предпосылки того, что диффузный газ устроен похожим образом.

Новое исследование XMM-Newton открыло несколько нитей из галактик, газа и темной материи, которые текут к одному из наиболее массивные скопления галактик во Вселенной. Это первое обнаружение подтвердившее теоретические расчеты.

«Это было неожиданным и таким долгожданным открытием!» — говорит Доминик Экерт из Университета Женевы, Швейцария, автор отчета в журнале Nature.

Объектом исследования являлся Abell 2744, прозванный кластером Пандоры, благодаря своей сложной смешанной структуре. Он состоит по меньшей мере из четырех более мелких кластеров, объединенных гравитацией.

«Мы знали, что это невероятно массивный кластер, в котором происходят активные процессы. Теперь мы видим прямую связь с космической паутиной, подтверждающую картину структуры Вселенной», — добавляет доктор Эккерт.

В декабре 2014 года астрономы зафиксировали пять крупных структур горячего газа, которые, кажется, и составляют ядро Abell 2744. Теперь, сравнив рентгеновские данные с оптическими наблюдениями, они определили галактики, принадлежащие к различным нитям, признав, что три из пяти нитей физически принадлежат кластеру, тогда как две другие являются проекцией более отдаленных структур в той же прямой видимости.

Изображение показывает часть космической сети, охватывающее около 260 миллионов световых лет. Четыре галактических кластера, составляющих Abell 2744, представляют собой тонкие сети из темной материи, которая пронизывает Вселенную. Этот кластер является частью космического строения.

Четыре очень массивных скопления галактик видны там, где выше концентрация галактик (белые и фиолетовые области). Два кластера в левом нижнем углу изображения находятся на ранних этапах процесса слияния. Два других кластера можно увидеть в центральной части изображения чуть выше центра.

Скопления галактик образуют самые плотные узлы космической паутины. Плотность газа в нитях, которые связывают кластеры представлена различными цветами. Темно-коричневые участки свидетельствуют о менее плотных регионах. Чем ярче цветовая гамма (от оранжевого до зеленого), тем плотнее газ в паутине.

Больше по теме:   ESA  Галактики