Александр Скворцов

Кристина Кох

Последнее обновление в разделе Кометы

Опубликовано

3K

Метанол в шлейфах Энцелада не свидетельствует от наличии жизни в его океане

Несколько месяцев назад NASA подтвердило, что под льдом Энцелада существует гидротермальная активность, которая отправляет сложные молекулы в космос.

Cчиталось, что органическая молекула метанола является возможным индикатором существования жизни под поверхностью ледяного спутника Сатурна Энцелада. Однако, в новом исследовании Джейн Гривз из Кардиффского университета (Великобритания) и Хелена Фрейзер из Открытого университета (Великобритания) сообщают об обнаружении огромного количества метанола в других областях вокруг газового гиганта.

Несколько месяцев назад NASA, основываясь на данных «Cassini», сообщило, что подо льдом Энцелада существует гидротермальная активность, которая отправляет сложные молекулы в космос, но полученные данные указывают на то, что зонд предоставил нам неполную картину происходящего в системе Сатурна.

«Наши данные показали, что метанол создается путем дальнейших химических реакций уже после выброса шлейфа в космос, и очень маловероятно, что он свидетельствует о наличии жизни на Энцеладе», – заявили авторы исследования.

Наблюдения за спутником проводились с помощью 30-метрового радиотелескопа IRAM в Испании. К своему удивлению, ученые неожиданно обнаружили большое содержание простейшего одноатомного спирта в кольце E газового гиганта, значительно превышающее ранее зафиксированное в шлейфах Энцелада. По мнению авторов работы, этому есть два объяснения: либо газ из шлейфов значительно глубже проникает в кольцо Е, накапливаясь в нем, либо магнитное поле Сатурна захватило обширное облако газа, выброшенное Энцеладом в прошлом.

Органические молекулы, такие как метанол, могут быть свидетельством присутствия жизни, но они также могут быть получены в ходе химических процессов, и последнее, считают авторы исследования, больше согласуется с полученными данными.

Еще одним важным итогом работы стало первое обнаружение молекул в окрестностях Энцелада с помощью наземного телескопа. История космического аппарата «Cassini» подходит к концу, а непосредственные наблюдения «на месте» будущих космических аппаратов не ожидаются еще как минимум десятилетие, и до тех пор наземные инструменты – лучшее, что у нас есть для изучения системы Сатурна.

Больше по теме:   Энцелад