Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление 23 часа назад в разделе JAXA

Опубликовано

Моделирование показало, что комете Чурюмова-Герасименко не более миллиарда лет

Основываясь на данных космического аппарат «Rosetta», ученые до сих пор полагали, что комета Чурюмова-Герасименко возникла на начальном этапе формирования Солнечной системы.

Применив компьютерное моделирование, команда астрофизиков из Университета Берна (Швейцария) показала, что комета Чурюмова-Герасименко сформировала привычную для нас форму не 4,5 миллиарда лет назад при рождении Солнечной системы, а значительно позже. Хотя она и содержит первоначальный материал, ученые рассчитали, что в своем нынешнем виде она существует не более миллиарда лет.

Основываясь на данных космического аппарата «Rosetta», ученые до сих пор полагали, что комета Чурюмова-Герасименко возникла на начальном этапе формирования Солнечной системы, а ее своеобразная уткообразная форма произошла от столкновения двух объектов около 4,5 миллиардов лет назад.

Однако, Мартин Ютци и Вилли Бенц пришли к другому выводу. Два исследования, опубликованных в журнале Astronomy & Astrophysics, показывают, что комета Чурюмова-Герасименко вряд ли могла сохранять свою неправильную форму неповрежденной столь продолжительное время.

Если предпосылки существующей «стандартной модели» образования Солнечной системы являются правильными, то за первым спокойным этапом последовал жестокий период с большим количеством столкновений.  В первом исследовании ученые подсчитали, сколько энергии потребуется, чтобы разрушить структуру кометы Чурюмова-Герасименко. Как оказалась, она имеет слабое место: место, в котором «срослись» две ее части.

«Мы обнаружили, что ее структура может быть очень легко разрушена даже небольшим столкновением. Мы показали, что комета Чурюмова-Герасименко испытала значительное число столкновений в течение времени, поэтому ее форма не является изначальной, а сформировавшейся за миллиарды лет. Нынешний облик кометы является результатом последнего крупного воздействия, которое произошло, вероятно, в последний миллиард лет», – сказал Мартин Ютци. Исходя из этого, комета Чурюмова-Герасименко гораздо моложе, чем считалось ранее.

Единственной альтернативой является то, что текущая стандартная модель ранней эволюции Солнечной системы является неверной, и в ней было меньше небольших объектов, чем принято считать. В таком случае у кометы было больше шансов сохранить первозданный облик.

Во второй работе Мартин Ютци и Вилли Бенц исследовали, как именно комета Чурюмова-Герасименко приобрела свою форму. Модель показала, что она могла сформироваться в результате «атаки» небольшим объектом, диаметром от 200 до 400 метров, крупного космического тела (около 5 километров в диаметре), похожего на мяч для регби. Скорость столкновения была в пределах 200-300 метров в секунду. Энергия от столкновения была вполне достаточной, чтобы расколоть больший объект на две части, которые впоследствии под действием гравитации объединились в структуру кометы Чурюмова-Герасименко.