На Марсе обнаружен тридимит

Ученые обнаружили неожиданный минерал в образце горной породы в районе кратера Гейла на Марсе, который может изменить наше представление о том, как развивалась планета.

Научная лаборатория марсохода NASA «Curiosity» исследует осадочные породы в кратере с момента высадки на Марс в августе 2012 года. На 1060 Сол (марсианский день) марсоход собрал порошок, пробурив скалу в месте под названием «Оленья кожа». Анализ образца показал значительное количество кремнеземного минерала – тридимит.

Эта находка стала сюрпризом для ученых, поскольку тридимит, как правило, связан с кислым вулканизмом, который встречается на Земле, но не был ранее обнаружен на Марсе.

В отличие от Земли, у Марса отсутствует смещение тектонических плит от извержений вулканов и мощных землетрясений. Это заставило планетологов утверждать, что геологическая история Марса статична по сравнению с земной.

До открытия тридимита, вулканическая деятельность, доказательства которой ученые нашли на Марсе, имела вполне стабильный вид по типу базальтовых вулканов, похожих на те, которые образовали Гавайские острова. Это позволяло предположить, что марсианские вулканы образуются в результате плавления горячих пород ниже поверхности планеты.

Лава из базальтовых вулканов богата железом и магнием с низким содержанием кремнезема. Открытие тридимита, который образуется в богатых кремнеземом лавах с взрывчатыми свойствами может изменить то, что мы знаем о древней истории Марса.

«Открытие минерала было совершенно неожиданным. Теперь нам предстоит ответить на вопрос, испытал ли Марс гораздо более жестокие и взрывные извержения в начале своей эволюции, чем считалось ранее?» – сказал Дуг Минг из Космического центра NASA имени Джонсона в Хьюстоне.

Больше по теме:   Марс  Марсоход Curiosity