На Нептуне зафиксированы неожиданные изменения температуры

На Нептуне, как и на нашей планете, меняются времена года, однако каждое из них длится около 40 земных лет.

Наблюдения атмосферы Нептуна с помощью наземных телескопов на протяжении 17 лет выявили у нее внезапное падение глобальной температуры, за которым последовало резкое потепление в районе южного полюса планеты. Анализ данных представлен в журнале The Planetary Science Journal.

«Это случилось совершенно неожиданно. Так как мы наблюдали Нептун, когда в его южном полушарии начиналось лето, мы ожидали, что температура будет медленно расти, а не падать», – рассказывает Майкл Роман, ведущий автор исследования из Лестерского университета (Великобритания).

На Нептуне, как и на Земле, меняются времена года, однако каждое из них длится около 40 земных лет. С 2005 года в южном полушарии Нептуна стоит лето, и астрономы с интересом наблюдали за тем, как менялась температура планеты после летнего солнцестояния.

За 17 лет наблюдений было получено почти сто тепловых инфракрасных изображений Нептуна, сопоставление которых позволило более детально, чем когда-либо, выявить общие тренды в изменении температур на планете. Данные показали, что, несмотря на наступление лета в южном полушарии, последние два десятилетия на большей части Нептуна постепенно холодало. Между 2003 и 2018 годами глобальная средняя температура его атмосферы упала на 8 градусов по Цельсию.

Затем в течение двух последних лет наблюдений астрономы неожиданно зарегистрировали резкое потепление в районе южного полюса Нептуна: между 2018 и 2020 годами температура быстро поднялась на 11 градусов по Цельсию. Хотя о существовании теплого околополярного циклона на Нептуне известно уже много лет, прежде на полюсе планеты никогда не наблюдалось столь быстрого потепления.

«Наши данные покрывают менее половины нептунианского лета, поэтому никто не ожидал увидеть столь сильных и быстрых изменений», – отметил Гленн Ортон, соавтор исследования из Лаборатории реактивного движения NASA.

Изменения температуры на Нептуне оказались совершенно неожиданными, и астрономы пока не знают, что могло их вызвать. Причиной могут быть химические процессы в стратосфере планеты, случайные погодные изменения, или даже солнечный цикл.

Чтобы найти источник температурных колебаний, в ближайшие годы понадобятся новые исследования. Наземные телескопы следующего поколения смогут наблюдать подобные температурные изменения в больших подробностях, а космический телескоп «James Webb» позволит построить новые детальные химические и температурные карты атмосферы Нептуна.

«Думаю, Нептун кажется многим таким загадочным потому, что мы все еще так мало о нем знаем. Его атмосфера и ее изменения оказались сложнее, чем мы себе представляли», – заключил Майкл Роман.

Больше по теме:   ESO  Нептун