Роберт Бенкен

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 2 часа назад в разделе Звезды

Опубликовано

На Земле нашли вещество возрастом 7 миллиардов лет

Звездная пыль – самый древний материал на Земле, изучая который мы можем узнать о наших родительских звездах, происхождении углерода в наших телах и происхождении кислорода, которым мы дышим.

Исследуя фрагменты Мурчисонского метеорита, упавшего в сентябре 1969 года в Австралии, ученые обнаружили частицы звездной пыли, которая образовалась 5-7 миллиардов лет назад и является самым древним твердым материалом, когда-либо найденный на Земле. Об удивительной находке сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Это одно из самых захватывающих исследований, над которым я работал. Нам удалось найти древнейшее из известных твердых веществ на нашей планете, которое рассказывает нам о том, как рождались звезды в нашей Галактике», – рассказывает Филипп Хек, ведущий автор исследования из Чикагского университета (США).

Жизненный путь всех звезд примерно одинаков. Они формируются из плавающих в космосе частиц пыли и газа, которые находят друг друга, слипаются и нагреваются. Затем горят от миллионов до миллиардов лет и умирают, выбрасывая в космос вновь образованные в их ветрах строительные блоки для будущих звезд, планет, спутников, комет и астероидов – звездную пыль.

По счастливой случайности некоторое количество этих пресолярных зерен, то есть твердых частиц, образовавшихся до рождения Солнца, попало в ловушку в Мурчисонском метеорите, где они оставались неизменными на протяжении миллиардов лет и в конечном итоге были «доставлены» на Землю.

Обнаружение крошечных частиц звездной пыли во фрагментах гостей из космоса крайне сложная задача, так как она довольно редкая и встречается только в пяти процентах метеоритов.

«Все начинается с дробления фрагментов метеорита в порошок, в результате которого получается своего рода паста, имеющая острый характерный запах просроченного арахисового масла. Затем эта масса растворяется в кислоте до тех пор, пока не останутся только пресолярные зерна. Это похоже на сжигание стога сена с целью найти иголку», – объяснил Филипп Хек.

После того, как звездная пыль выделена, ученые приступают к определению ее возраста и типа звезды-хозяйки. В этом им помогают космические лучи, которые представляют собой частицы высокой энергии, мчащиеся через нашу Галактику и проникающие в материю. Некоторые из них взаимодействуют с веществом и образуют новые элементы, и чем дольше частицы пыли остаются открытыми, тем больше этих элементов создается. Измеряя их количество в пресолярном зерне, ученые могут определить, как долго оно подвергалось воздействию космических лучей, и установить его возраст.

В результате исследователи выяснили, что некоторые из частиц в образце Мурчисонского метеорита были самыми старыми из когда-либо обнаруженных: большинству зерен от 4,6 до 4,9 миллиарда лет, а некоторым более 5,5 миллиарда лет.

Но возраст пресолярных зерен стал только одним из открытий. Поскольку они образуются, когда звезда умирает, эти частицы могут многое рассказать об истории звездообразования в Млечном Пути. И 7-9 миллиардов лет назад в нашей Галактике, скорее всего, случился своего рода беби-бум.

«Мы нашли больше относительно молодых зерен, чем ожидали. Это один из ключевых моментов. Он говорит о том, что скорость формирования звезд в Млечном Пути непостоянна, и указывает на ее возросший темп примерно 7 миллиардов лет назад. Эти знания помогут смоделировать жизненный цикл нашей Галактики и раскрыть ее прошлое», – заключил Филипп Хек.

Больше по теме:   Звезды  Земля