Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление 24 минуты назад в разделе Земля

Опубликовано

Мерцание «призраков» далеких квазаров указало на иную скорость расширения Вселенной

Четыре линзированных квазара позволили астрономам вычислить скорость расширения Вселенной новым, независимым от других техник методом. Полученный результат показал несоответствие с тем, что рассчитан из наблюдений реликтового излучения, и, возможно, указывает на протекание в раннем космосе пока скрытых от нас процессов. Выводы ученых представлены в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Прелесть этого измерения заключается в том, что оно дополняет предыдущие и при этом не зависит от них», – рассказывает Томмазо Треу, соавтор исследования из Калифорнийского университета (США).

Вопрос о том, как быстро расширяется Вселенная, беспокоит астрономов на протяжении почти столетия. Исследователи беспрерывно придумывают новые методы и совершенствуют старые, чтобы получить точное значение этого параметра, однако итоговые расхождения в результатах, достигающие почти 9 процентов, заставляют их задуматься о возможном существовании какого-то механизма, который они упустили из виду.

В основе спора лежит постоянная Хаббла, число, соотносящее расстояние с красным смещением – значением, на которое растягивается длина волны света при движении к Земле через расширяющуюся Вселенную. Оценки константы варьируются от 67 до 73 километров в секунду на мегапарсек. Это означает, что две точки в пространстве, лежащие друг от друга на расстоянии 3,26 миллиона световых лет, разлетаются со скоростью от 67 до 73 километров в секунду.

«Значение постоянной Хаббла лежит в основе предполагаемых нами физических масштабов Вселенной. Без нее мы не можем точно определять размеры удаленных галактик, расстояние до них, возраст Вселенной и историю космоса», – пояснил Саймон Биррер, ведущий автор исследования из Калифорнийского университета (США).

Большинство методов получения постоянной Хаббла опираются на два компонента: расстояние до некоторого источника света и его красное смещение. В поисках источника света, который не использовался в предыдущих расчетах, Саймон Биррер и его коллеги обратились к квазарам, однако выбрав не все, а их конкретное подмножество – линзированные, то есть те, чей свет по пути к нам был искажен гравитацией промежуточной галактики.

Свет от двух «призраков» одного квазара проходит к нам по разным маршрутам. Когда яркость квазара меняется, два изображения мерцают одно за другим, а не одновременно. Задержка во времени между этими двумя событиями, наряду с информацией о гравитационном поле промежуточной галактики, может быть использована для отслеживания траекторий света и определения расстояния от Земли до обоих объектов.

Инновационный подход был применен к линзированному квазару SDSS J1206 + 4332. На протяжении нескольких лет астрономы периодически получали его снимки, чтобы точно измерить задержку мерцания двух силуэтов. Затем, для максимально точного расчета значения постоянной Хаббла, они объединили собранные данные с теми, что уже были доступны из наблюдений других трех четырежды линзированных квазаров.

В результате значение постоянной Хаббла оказалось равным примерно 72,5 километра в секунду на мегапарсек. Оно практически совпадает с тем, что опирается на наблюдения сверхновых, но на 8 процентов выше оценки из наблюдений реликтового излучения.

«Разница между полученными значениями говорит нам о том, что Вселенная немного сложнее, чем мы думаем. С другой стороны, возможно, что одно из измерений, или все три, неверны», – добавил Томмазо Треу.

Следующим шагом исследователи называют повторное проведение своих расчетов, но уже с применением 40 четырежды линзированных квазаров, которые способны предоставить больше информации, необходимой для более точного определения скорости расширения Вселенной.

Больше по теме:   Галактики  Далекий космос