Александр Скворцов

Кристина Кох

Последнее обновление 23 часа назад в разделе JAXA

Опубликовано

Начато строительство Чрезвычайно Большого Телескопа ESO

После закладки первого камня и начала строительства самого большого в мире оптического и инфракрасного телескопа ученые еще на еще один шаг приблизились к пониманию внутренних процессов Вселенной.

С главным зеркалом 39 метров в диаметре Чрезвычайно Большой Телескоп (ELT) будет, как следует из названия, огромным и способным получать снимки в 15 раз более четкие, чем «Hubble». Вращающийся купол массой 3000 тонн и диаметром 85 метров станет крупнейшим из всех когда-либо построенных для оптического/инфракрасного телескопа.  Кроме того, ELT будет адаптивным, то есть в отличие от любых его предшественников он будет способен исправлять атмосферную турбулентность.

Строительство ELT проводится Европейской южной обсерваторией (ESO) при международном сотрудничестве, поддерживаемом Советом по науке и технике Великобритании. Ученые Оксфордского университета (Великобритания) играют ключевую роль в проекте и несут ответственность за разработку и построение спектрографа «HARMONI», инструмента, предназначенного для одновременного получения 4000 изображений в различных цветах. Прибор видимого и ближнего инфракрасного диапазона будет использовать адаптивную оптику телескопа для получения чрезвычайно четких изображений.

«HARMONI» позволит ученым составить более подробную картину формирования и эволюции объектов во Вселенной, поможет исследователям увидеть все: от планет в Солнечной системе и звезд в нашей и близлежащих галактиках с беспрецедентной глубиной и точностью до образования и эволюции далеких галактик, которые никогда не наблюдались ранее.

«Для меня ELT представляет собой большой шаг вперед. Мы используем его в поисках того, что мы сегодня не знаем о Вселенной, в том числе темной материи и темной энергии. В ELT больше всего меня волнует элемент «исследования неизвестного». Телескоп станет инженерным подвигом. Он затмит все другие телескопы, созданные на сегодняшний день», – сказал на церемонии, приуроченной к закладке первого камня Чрезвычайно Большого Телескопа, астрофизик Ниранджан Тэт, главный исследователь «HARMONI» и профессор из Университета Оксфорда.

Капсула времени, созданная членами команды ESO и запечатанная на этом мероприятии, будет служить долгой памятью об исследованиях и масштабах амбиций и обязательств, стоящих за ней. Капсула включает в себя копию книги, описывающей исходные научные цели телескопа, фотографии сотрудников, которые участвуют в его строительстве и плакат с визуализацией ELT. На крышке капсулы времени выгравирован шестиугольник – модель одного из основных зеркальных сегментов ELT в масштабе один к пяти.

«ELT сделает открытия, которые мы просто не можем себе представить сегодня, и это несомненно вдохновит многих людей во всем мире задуматься о науке, технологиях и нашем месте во Вселенной. Это принесет большую пользу всему миру», – заявил Тим де Зиув, генеральный директор ESO.

ELT увидит первый свет в 2024 году. Закладка первого камня ознаменовала начало новой эры в астрономии.

Больше по теме:   ESO  Чрезвычайно Большой Телескоп