Новые научные исследования 47-го экипажа МКС

Исследования нацелены на определение негативного влияния длительных миссий на здоровье членов экипажа, что крайне актуально для подготовки путешествия на Марс, в котором астронавтам придется действовать самостоятельно в потенциально опасных космических условиях.

Новый экипаж прибыл на Международную космическую станцию 15 декабря 2015 года с опозданием на 10 минут от графика из-за сбоя системы автоматики управления, в следствии чего стыковка пилотируемого корабля «Союз ТМА-19М» производилась в ручном режиме. Целью нового экипажа МКС стали множество научных исследований, в том числе три работы по изучению здоровья человека в космосе:

• определение дозы облучения внутри космической станции с помощью различных устройств;
  • измерение влияния космических путешествий на иммунную систему и микробиом человека;
  • изучение встречаемости и степени воспаления дыхательных путей у космонавтов.

Одна из новых научных установок DOSIS-3D объединила различные приборы радиационного контроля, что позволяет получать данные об облучении в режиме реального времени. Члены экипажа МКС подвергаются постоянному воздействию различных уровней радиации, которые могут быть вредными для их здоровья, но при этом трудно получить полную картину излучения на борту станции.

DOSIS-3D использует несколько активных и пассивных детекторов для определения доз радиации внутри станции. Ее цель – создать трехмерную карту излучения, охватывающую все отсеки МКС, и определить распределение уровней радиации на борту.

В рамках программы по изучению микробиома человека, ученые будут оценивать вероятность и последствия изменений совокупности микробов, живущих внутри и на теле человека, а также связанные с этим опасности для здоровья астронавтов в экстремальных условиях космического полета. Во время космических миссий астронавты подвергаются воздействию многочисленных стрессовых условий (перегрузки, радиация, невесомость, тревожность и др.), что может негативно сказаться на их здоровье. Несколько исследований показали, что космос влияет на их иммунную систему. Поскольку микробиом играет ключевую роль в здоровье человека, важно оценить влияние длительных космических работ на популяцию микробов, обитающих в человеческом теле. В период миссии члены экипажа будут брать периодические пробы из разных частей своего тела и окружающего пространства на станции для регулярного мониторинга состояния микробиома и иммунной системы, а также влияния на них уникальной среды орбитальной лаборатории. Образцы микробиома космонавтов также были получены до начала миссии и будут взяты повторно после возвращения экипажа на Землю. Сопоставление образцов поможет ученым определить, как невесомость, внутренняя среда космической станции и ежедневный рацион влияют на уровень стресса, иммунную систему. На основе исследований будет разработана терапия по уменьшению влияния на человека любых изменений микробиома.

Благодаря еще одной новинке на борту МКС космическим экипажам будет легче дышать. Мониторинг дыхательных путей будет оценивать вероятность возникновения воспаления в результате попадания в них частиц пыли на борту орбитального корабля. Ученые будут использовать ультра-чувствительные газоанализаторы для измерения окиси азота, выдыхаемой космонавтами. Измерения помогут определить экологические условия, уменьшающие или усугубляющие воспаление органов дыхания, что позволит разработать проактивные меры по снижению вероятности заболеваний. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению здоровья и работоспособности космонавтов в длительных исследовательских экспедициях. Исследователи надеются разработать новые идеи, которые на Земле принесут пользу пациентам с астмой или другими воспалительными заболеваниями дыхательных путей.

Таким образом, 47-ой основной экипаж МКС продолжает двигать вперед мировую науку.