Анатолий Иванишин

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 23 часа назад в разделе Звезды

Опубликовано

Новые результаты американской программы «Аполлон»: найдена причина лунных землетрясений

Анализ сейсмических данных «Аполлон» показывает, что некоторые лунотрясения связаны с недавними разломами коры нашего спутника.

Тысячи молодых разломов, обнаруженных на изображениях, снятых камерой космического аппарата NASA «Lunar Reconnaissance Orbiter» (LRO), свидетельствуют о недавней тектонической активности Луны, но степень этих разломов не была ясна. Кроме этого, сейсмометры, размещенные американскими астронавтами в рамках программы «Апполон», тоже регистрировали незначительные лунные землетрясения, источник которых также не был известен.

Однако теперь новый анализ сейсмических данных «Аполлон» связывает некоторые «лунотрясения» с недавними разломами. Это свидетельствует о том, что Луна, как и Земля, тектонически активна. Выводы ученых представлены в журнале Nature Geoscience.

«Это серьезное свидетельство важности программы «Аполлон», ведь сейсмические данные, собранные более 40 лет назад, помогают подтвердить, что современная Луна тектонически активна. Связь между местоположением и временем неглубоких лунотрясений и известными молодыми разломами является еще одним доказательством того, что наш спутник – динамичный мир», – рассказал старший научный сотрудник Смитсоновского института (США) Томас Уоттерс, ведущий автор исследования.

Астронавты 11, 12, 14, 15 и 16 миссий «Аполлон» установили на Луне сейсмометры – инструменты, которые измеряли сотрясения лунной коры. Четыре сейсмометра работали с 1969 по 1977 год и зафиксировали 28 мелких толчков. С целью точного определения местоположения сотрясений была разработана математическая модель, и проведенный анализ предоставил наилучшую оценку.

Используя пересмотренные оценки мест лунотрясений, команда установила, что 8 из 28 сотрясений коры произошли в пределах 30 километров от разломов. Это достаточно близко, чтобы связать колебания с трещинами в коре, поскольку моделирование, учитывающее размер разломов, показывает, что на этом расстоянии ожидается сильное сейсмическое сотрясение коры.

«Мы полагаем, что восемь лунотрясений вызваны трещинами в коре, возникшими в результате накопления напряжения, когда лунная кора сжималась и растягивалась приливными силами. Это указывает на то, что Луна по-прежнему тектонически активна», – заключил Томас Уоттерс.

Больше по теме:   NASA  Луна