Анатолий Иванишин

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 8 часов назад в разделе ESO

Опубликовано

Обнаружен чудом выживший свидетель зарождения Солнечной системы

Примитивные метеориты являются отличными местами для поиска микроскопических кусочков звездной пыли, образованной светилами, предшествующими Солнечной системе.

Крошечный кусочек первичного строительного блока комет обнаружен внутри примитивного метеорита. Находка дает новые ключи к формированию, структуре и эволюции Солнечной системы, заявляют ученые в исследовании, представленном в журнале Nature Astronomy.

«Метеорит получил название LaPaz Icefield 02342 по наименованию местности, где он был найден – на ледяном поле ЛаПаз в Антарктиде. Он относится к классу примитивных углеродистых хондритов, которые претерпели минимальные изменения, поскольку образовались более 4,5 миллиардов лет назад, вероятно, за пределами орбиты Юпитера», – рассказывает Джемма Дэвидсон, научный сотрудник Аризонского университета (США).

Строительный мусор

Метеориты когда-то были частью более крупных астероидов, которые распались из-за столкновений в космосе и пережили путешествие через атмосферу Земли. Их состав может существенно варьироваться, отражая их происхождение из разных частей Солнечной системы.

Астероиды и кометы возникли в газо-пылевом диске, когда-то окружавшем молодое Солнце, но они формировались на разных расстояниях от него, что повлияло на их химический состав. По сравнению с астероидами кометы содержат более крупные фракции водяного льда и гораздо больше углерода и обычно происходят из более отдаленных от Солнца областей, где среда была холоднее.

Изучая химию и минералогию метеорита, исследователи раскрывают подробности его образования и того, сколько нагрева и другой химической обработки он испытал за годы формирования Солнечной системы.

Сюрприз внутри

Внутри метеорита LaPaz команда нашла очень богатый углеродом кусок примитивного материала. Он имеет поразительное сходство с частицами внеземной пыли, которые, как считается, возникли в кометах, образовавшихся вблизи внешних краев Солнечной системы. Приблизительно через 3–3,5 миллиона лет после рождения Солнечной системы, этот крошечный объект – примерно 0,1 миллиметра в поперечнике – был захвачен растущим астероидом, из которого возник метеорит.

«Примитивные метеориты хранят отпечатки ранней Солнечной системы, которые мы можем изучать в лаборатории. Такие метеориты, как LaPaz, являются отличными местами для поиска микроскопических кусочков звездной пыли, образованной звездами, предшествующими Солнечной системе», – говорит Джемма Дэвидсон.

Но никто из команды не ожидал также найти доказательства выживания кометного строительного блока внутри метеорита.

Древний выживший

Проведя сложный химический и изотопный анализ материала, ученые показали, что он, вероятно, возник из ледяной внешней Солнечной системы вместе с объектами пояса Койпера, откуда происходит много комет.

«Поскольку этот образец кометного строительного блока был «проглочен» астероидом и сохранен внутри метеорита, он был защищен от разрушительного воздействия атмосферы Земли. Это дало нам возможность взглянуть на материал, который не смог бы самостоятельно достичь поверхности нашей планеты, и понять химию ранней Солнечной системы», – объясняет Ларри Ниттлер, ведущий автор исследлвания из Научно-исследовательского института Карнеги (США).

Примитивный материал, захваченный метеоритом, говорит о том, что частицы, подобные ему, мигрировали с внешних краев Солнечной системы по направлению к Юпитеру, где образовывались углеродистые хондриты. Это раскрывает детали того, как формировалась архитектура Солнечной системы на ранних этапах зарождения планет.

«Подобные открытия демонстрируют, как важно извлекать драгоценные метеориты, такие как LaPaz. Нельзя знать заранее, какие секреты они раскроют», – заключила Джемма Дэвидсон.

Больше по теме:   Астероиды  Кометы