Обнаружен уникальный желтый сверхгигант, убегающий из Малого Магелланова облака

Астрономы обнаружили редкую «убегающую» звезду, которая мчится по галактике со скоростью около 500 000 километров в час. Ей понадобилось бы меньше минуты, чтобы перенестись из Калининграда в Петропавловск-Камчатский. Бегущая звезда J01020100-7122208 находится в Малом Магеллановом облаке, близком соседе Млечного Пути. Ученые полагают, что когда-то беглянка была членом двойной звездной системы, но когда ее звезда-спутник взорвалась сверхновой, потрясающее высвобождение энергии вышвырнуло J01020100-7122208 из системы с высокой скоростью. Это первый обнаруженный убегающий желтый сверхгигант в истории астрономии.

После десяти миллионов лет путешествий по космосу звезда превратилась в желтого сверхгиганта, который мы наблюдаем сегодня. Пройденное ей расстояние составляет 1,6 градуса неба, что примерно в три раза больше диаметра полной луны. Звезда продолжит мчаться сквозь пространство, пока через три миллиона лет не взорвется как сверхновая. Когда это произойдет, в космос будут выброшены вновь созданные тяжелые элементы, а то, что останется после вспышки, поможет образовать новые звезды или даже планеты на внешнем краю Малого Магелланова облака.

Звезда была обнаружена и изучена международной группой астрономов под руководством Кэтрин Нойген, исследователя обсерватории Лоуэлла, которая также является аспирантом Вашингтонского университета в Сиэтле (США). В состав команды вошли сотрудники компании Lowell Фил Мэсси и Брайан Скифф, штатный астроном обсерватории Лас-Кампанас (Чили) Нидиа Моррелл и теоретик Женевского университета (Швейцария) Сирил Джорджи. Их выводы приняты к публикации в журнале Astronomical Journal. Открытие сделано с использованием 4-метрового телескопа «Blanco» Национальной оптической астрономической обсерватории и 6,5-метрового телескопа «Magellan» Обсерватории Карнеги, расположенных на севере Чили.

Желтые сверхгиганты – очень редкие объекты, так как эта фаза жизненного цикла звезды крайне коротка. Массивная звезда может прожить целых десять миллионов лет, но фаза желтого сверхгиганта длится всего от 10 000 до 100 000 лет, мгновение ока по астрономическим меркам. В конце этой стадии звезды расширяются до красных сверхгигантов, таких как Бетельгейзе, с размером, превышающим орбиту Марса или Юпитера. Эти звезды в конечном итоге погибают в захватывающих взрывах сверхновых.

Больше по теме:   Звезды  Малое Магелланово облако